Пятница, 03-Май-2024, 21:27
Приветствую Вас Гость | RSS | Регистрация | Вход
02:15 30 АВГУСТА ДЕНЬ СТРИБОГА. | |
Стрибог- Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь, рожденный из дыхания Рода. Удел Стрибога – меж Землёй и Небом, меж обителью людей и Обителью Богов. Наши Предки почитали его, не менее иных Сварожичей. Ведь он как повелитель стихий посылает живительную влагу и несущие жизнь облака, но, в то же время, он насылает на землю ураганы и засуху. Стрибог посылает в мир Яви свои ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю, он может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. Ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря – океана, либо летящего на воздушном корабле над Землёй (плывущего на ладье по синим Хлябям Небесным), он держит в руках копье и трубит в рог. Согласно другому описанию, Стрибог изображается в облике Разящего Лучника,держащего в руках лук со стрелами. Вот одно из описаний Стрибога: «Стрибог– Бог грозный, над полями битв реющий, копьём разящий. В смерчах иураганах – битвах воздушных – ярится Стрибог, вержет наземь дивей облачных, стрит - разит инших остриём копейным на Световидов Крест – на все четыре стороны Света. И Стезями Вещего Бога – спиралями Небесных зарений – восходит незримо во Свет, что сего Света светлей…» Во Вселенной Стрибог – Космический Ветер, Дуновение Изначального,олицетворение Дыхания Всебога Рода, Вечной Пульсации Миров. Выдох Рода– рождение бесчисленных Вселенных, Его Вдох – Великое Возвращение всего сущего к Истоку Бытия. Стрибожьи ветры, дующие в Поднебесной, суть земное отображение Вселенского Дыхания Рода. В Голубиной Книге сказано: «Оттого зачались Буйны Ветрушки – От Самого-то от Дыхания Родова…Дыхания Вечности гул в песнях ветров услышь, Древнюю Веду Древних Богов прочти– узри Вещим Оком, Мудрости Вышней отверстым. И вмиг Дуновеньем незримым сметёт Старый Бог с пробуждающейся души твоей всё наносное,всё иншее – всю маяту слепую, невежества твоего мёртвые пелены» Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег» что означает «старший»,«дядя по отцу». Другие исследователи объясняют происхождение имя богаот иранского stri-boga «возвышенный бог» или индоевропейского«отец-бог». Стрибог, Стрибо, Стриба- бог-отец, старый, старый бог, дед ветров (соотносимый с Рудрой)является верховным царем ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. Стрибог - посредник между Вышним и Нижним мирами... Его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Ветер,как дождь и солнце считались важнейшими для земледельца потому и почитали Стрибога земледельцы. Мореплаватели так же молили Стрибога чтобы он дал «ветра в парус». Не удивительно, что идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары. В году выделяют четыре дня, посвящённых Стрибогу особливо: 1) Стрибог Вешний – в апреле, когда начинают дуть тёплые ветры; 2) Стрибог Летний или Ветрогон – в августе, когда ветры приносят первые вести о грядущей осени; 3) Стрибог Осенний или Листобой – в сентябре, когда ветры приносят осенние холода; 4) Стрибог Зимний или Весновей – в феврале, когда ветры приносят первые вести о грядущей весне. Како речено во Слове Вещем: «СТРИБОГ-ВЕСНОВЕЙ ТЕПЛОМ ПОПРИГРЕЙ ПЛАМЕНЕМ СВАРОЖЬИМ ГРЯДИ НА ПОРОЖЬЕ БУДИ СОЛНЦЕ ЯСНО ВОДИ ВЕСНУ КРАСНУ СВЕТЛУ СУРЬЮ ЛЕЙ БЛАГА МНОГИ ДЕЙ! ГОЙ! СЛАВА!» «ПРИМИ СТРИБОЖЕ ПОКЛОНЫ НАШИ ПРИМИ СТРИБОЖЕ ТЕПЛО ОГНЕЙ НАШИХ ПРИМИ СТРИБОЖЕ ТЕПЛО РУК НАШИХ ПРИМИ СТРИБОЖЕ ЖАР СЕРДЕЦ НАШИХ ВОЗРЕЙ СТРИБОЖЕ НАД ОБЛАКАМИ ПОВЕЙ СТРИБОЖЕ ТЕПЛЫМИ ВЕТРАМИ НА НАШИ ДОМЫ НА НАШИ ДВОРЫ ТЕПЛОМ ВЕСЕННИМ ТВОИ ПОТВОРЫ ОГНЕМ СВАРОЖЬИМ РАСТОПИ ЗИМУ СЛАВЬСЯ СТРИБОЖЕ ВО ЯРЕ СИЛЕ! ГОЙ! СЛАВА» В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками: «Вот Стрибожьи вылетели внуки - Зашумели ветры у реки, И взметнули вражеские луки Тучу стрел на русские полки» У Могучего Стрибога есть дети - четыре Ветра четырёх Сторон Света: Посвист-Хладовей – ледянящий души Серверный Ветер, в черных одеждах; Догода-Тепловей (Погода) – тёплый Южный Ветер, облаченый в красные одежды; Сумрачный Западный Ветер – посланец Смерти, одетый в белые одежды; Светлокрылый Восточный Ветер – вестник Рассвета, в зеленых одеждах. От сих четырёх сынов Стрибога народились все остальные ветры – Стрибожьи внуки. Сиверко (Северный ветер) - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет; Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный; Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью. Ураган– воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении),наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави; Эти ветра выпускали из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. В других сказаниях ветры трубят в огромные рога, выдувая бури и шторма. Вот такие дети и внуки у Стрибога. На все четыре Стороны – на все четыре Ветра – Белый Свет окрест расстилается, путями-дорогами сопрядается, дивами дивными полнится. Как от Алатыря-Камня четыре Стези расходятся – от Рода Самого четыре Сословия ведутся: 1) Оратайское – Сословие землепашцев – честных тружеников (Стихия – Земля); 2) Купеческое – Сословие людей, честный торг ведущих (Стихия – Вода); 3) Ратайское – Сословие воинов хоробрых (Стихия – Огонь); 4) Волховское – Сословие людей, Богам Родным паче маяты мирской преданных (Стихия – Воздух). И ждут честны оратаи Даров Стрибожьих – ветров, тепло и влагу животворящую приносящих. И ждут сметливые купцы Даров Стрибожьих – ветров, надувающих паруса их ладей быстроходных. И ждут хоробрые воины Даров Стрибожьих – ветров, распаляющих пламя сторожевых костров. Иждут Мудрые волхвы Даров Стрибожьих – Ветров Тайных, возносящих их помыслы выше птиц летучих и туч идучих, – Ветров, летящих незримо сквозь пространство и время – за Кромку этого Мира, за виднокрай, куда проникает один лишь взгляд Ока Мудрости Вещего Бога, в рассветающую Самосиянным Светом Всебога Рода дальнюю даль… По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу - в борьбе с Месяцем. Во многих источниках упоминается Стрибог: « И славили мы... Перуна и Стрибога, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле». «Книга Велеса», Род 1, 2:7 «...Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.» «Книга велеса», Трели IV, 5:3 «Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.» «Слово о полку Игореве» «Живет Стратим-птица на Окиане-море, Стратим-птица вострепенится, Окиан-море восколыхнется, Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.» «Голубиная книга» Стрибог Даже в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней: «Повей, Стрыбу, нам из неба, Треба нам на завтра хлеба!» Проходило совсем немного времени — налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку. Есть ветры земные – токи воздуха в пространстве, и есть ветры иные– токи Силы в тонком теле человека, струящиеся втайне под покровами нашей плоти, раскручивающие ветряные колёса, кои расположены вдоль оста(позвоночника) человека. И как ветры земные доносят до Богов рекомые нами славы и воскладаемые на Огонь требы, так ветры иные доносят до Богов наши внутренние требы,приносимые нами на сокровенном внутреннем Огне. И, конечно же, о Стрибоге рассказывались легенды. Вот одна из них: Hа Свистун-горе Однаждыночью налетел на деревню бурный ветер с восточной стороны, крыши с домов снес, хлеба желтеющие побил, мельницу порушил ветряную. Утром подсчитали мужики убыток, почесали затылки, покряхтели... Делать нечего— надо урон восполнять. Засучили рукава — и за работу. А один — шорник Вавила, он по части упряжи большой был мастак, — до того обиделся на ветер, что решил найти на него управу. И нигде иначе, как у верховною владыки всех ветров. В тот же день выковал Вавила у кузница башмаки железные, вырезал клюку дубовую — от зверей отбивется, положил в котомку нехитрую снедь и пустился в путь-дорогу. Старик-мелыник (все они, мельники, говорят,колдуны!) подсказал ему, где искать Стрибога: за горами, за долами, на Свистун-горе. Целый год шел Вавила уж и башмаки железные поизносил! — пока не изошел на Свистун-гору. Видит, сидит на камне седой крылатый старец-исполин, дует в рог золоченый, а над головой старца орел парит. Вот он, Стрибог! Поклонился Вавила в ноги Стибогу, о своей беде поведал. Выслушал Бог, брови нахмурил и трижды протрубил в рог. Тотчас предстал пред ним крылатый великан в золеных одеждах и с гуслями в руках. — А ну-ка повтори свою жалобу на ветра Восточного!— приказал Стрибог Вавиле. Тот все повторил слово в слово. —Что скажешь? Чем оправдаешься? — гpoзнo поглядел верховным Бог на безчинника. — Разве я учил тебя деревни разорять? Ответствуй, буян! —Вина моя невелика, о Стрибоже, — молвил тот. — Рассуди сам. В других деревнях меня и в песнях славят, и Ветром-Ветрилою, и Ветром Вегровичем величают, кашку и блины выставляют мне на крыши, бросают с мельницы горстями муку, дабы я крылья мельничные вздымал. А в их деревне, - он указал перстом на Вавилу, - и плют встречь меня, и злые наговоры по мне пускают, портя людей и скотину, а народ клянет меня, безвинного, на чем свет стоит: дескать, это я нанес ветром хворь-поветрие. Рыбаки там на воде свистят по ветер и накликают бурю. Долго терпел я всяческие обиды,но наконец, терпенье мое лопнуло, когда разорили юнцы муравейник,палками его разметали по ветру, а вечером принялись старый веник жечь да искрами на ветру любоваться. А ведь этакое бесчинство старыми людьми от веку заповедано. И я не вынес обиды... Прости меня, Стрибог! Помолчал, поразмыслил крылатый старец-исполин, да и говорит: —Слышал, человече? Ступай назад, перескажи ответ Восточного ветра своим неразумным собратьям. Впрочем, нет: ноги в долгом пути собьешь, вон,башмаки то железные уж продырявил. Сей же час обидчик вашей деревни отнесет тебя и родные края. Надеюсь, впредь вы с ним поладите. Прощай! ...На восходе солнечном косари в Ярилиной долине увидали диво дивное: мужик по небу летит! Пригляделись — да ведь это шорник Вавила к ним спускается, словно бы на невидимом ковре-самолете! Стал Вавила на траву, поклонился в пояс кому-то незримому, а потом рассказал мужикам о своем хождении к Свистун-горе и о справедливом Стрибоге. Стой поры в деревне все крыши целы, хлеба ветром не сбиваемы, а мельница мелет исправно. И такой почет ветрам, как здесь, вряд ли где ещё оказывается! Символ Стрибога. Данный символ помогал людям оберегать свои жилища и поля от непогоды. Морякам и рыбакам даровал спокойную водную гладь. Мельники строили ветряки, напоминающие знак Стрибога, дабы мельницы не стояли. Колослава СТРИБОГА: РАДАГОЙ! СТРИБОЖЕ ГОЙ!(ЗАРГА). При лечении, кроме чтения колослав, желательна медитация на символе и качествах СТРИБОГА. СТРИБОГ - рассеянный склероз по формуле (РА+РОД+СТРИБОГ+СЕМАРГЛ+ЖИВА), в конце работы накачать ауру – (МАКОШЬ). Частота применяется для снижения температуры. Снижать температуру рекомендуется только в исключительных случаях. Это показатель работы иммунной системы. Частота, как контрольная функция лимфосистемы. Церебральные опухоли, снижение внутричерепного давления. Укрепление нервной системы - психозы, бессонница, страхи. Энергия Стрибога фиолетового спектра. Работа с этими частотами позволяет развивать не только разум, но дух, меняет состояние ментального тела. При лечение возможны судороги у больных с эпилепсией, поэтому следует чередовать с энергией ВЕЛЕСА и МАКОШИ. СЛАВЬСЯ СТРИБУ ДОРОГОЙ! СЛАВЬСЯ СТРИБУ, УЧИТЕЛЬ ПЕРВЫЙ МОЙ! У ТЕБЯ Я НАУЧИЛСЯ КОЛОСЛАВЫ ПЕТЬ ! НА ЯЗЫКЕ С ТЕХ ПОР ТЫ МОЕМ ТАНЦУЕШЬ ВПРЕДЬ! СЛАВУ СТРИБОГУ РЕЧУ! УЛЕТАЮ С НИМ К РОДУ МОЕМУ. РАДАГОЙ СТРИБОЖЕ ГОЙ! РАДАГОЙ СТРИБОЖЕ ГОЙ! Мужская народная одеждаМужская рубаха. С. Новая Усмань Новоусманского района (Усмань Собакина Воронежского уезда). Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол Туникообразные рубахи имели несколько вариантов кроя. Рубаху с прямыми бочками шили из одного полотнища ткани, которое перегибали по утку, на месте сгиба делали вырез для головы. К центральному полотнищу пришивали рукава и прямые куски ткани, которые образовывали бочка рубахи. Между бочками и рукавом вшивали прямоугольные ластовицы, как правило, из ткани другого цвета (чаще всего красные). Рубаху шили с «подоплекой» - подкладкой из грубого холста, которую подшивали в верхней части изделия. В конце XIX - первой трети XX века «подоплеку» чаще всего делали прямоугольной, но в некоторых селах она кроилась старым способом в виде треугольника. В селах Платава, Краснолипье Коротоякского уезда такая рубаха называлась «с мотоузом» или «с хрестом». Здесь шов, прикреплявший «подоплеку», украшали вышивкой красного цвета, в вершине треугольника - посередине спинки и переда, вышивали маленький крестик. Туникообразная рубаха с косыми бочками отличалась тем, что к центральному полотнищу пришивали клинья, расширяющиеся книзу. Туникообразную рубаху без бочков из одного перегнутого полотнища изготовляли из фабричного материала, который имел большую ширину, чем домотканый холст, что и позволяло шить рубахи с таким кроем. Рубахи различались положением разреза горловины, оформлением ворота, украшением. Рубахи туникообразного покроя шили длиной до колен, с прямыми или сужающимися к кисти рукавами. Носили ее навыпуск, поверх штанов, подвязывая узким пояском, нередко с напуском -«пазухой». В конце XIX - начале XX века стали шить более короткие рубахи и подпоясывали их по талии. У русского населения бытовали рубахи с разрезом ворота на левой стороне. Горловину отделывали узкой обшивкой из холста или другого материала. Позднее появляются рубахи с небольшой стойкой. Разрез ворота украшали тесьмой, небольшой вышивкой. В украинских селах разрез ворота делали прямым, горловину оформляли узкой обшивкой, небольшой стойкой или делали отложным. Ворот застегивался на пуговицу или завязывался тесьмой. В некоторых украинских селах под влиянием русского населения появились рубахи с левосторонним разрезом ворота. В конце XIX - начале ХХвека как русские, так и украинцы носили рубахи, у которых разрез ворота прикрывается красиво вышитой планкой («манишкой»). Мужская рубаха украинских переселенцев, с. Залиман Богучарского уезда. Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол. Рубахи шили из домотканого льняного или конопляного холста белого цвета, иногда из синей или красной пестряди. В каждой местности их украшали в соответствии со сложившимися традициями. Как правило, украшения располагали на подоле, по низу рукавов, иногда на плечах. Особенно красиво отделывали свадебные рубахи и праздничные - для молодых мужчин. Мужская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, бытовала в селах Острогожского, Бирюченского, Нижнедевицкого, Коротоякского уездов, в местах распространения рубах с черной расшивкой. Ее покрой был аналогичен покрою женской. Полики, верхнюю часть рукава, низ рубахи вышивали черной геометрической вышивкой техникой «набор». Мужская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, с тремя несимметричными полотнищами стана, отмечена в костюме украинцев села Ендовище Землянского уезда. У русских, помимо Воронежской губернии, она имела локальное распространение в Смоленской и Псковской губерниях. Такие же рубахи характерны для костюма белорусов, известны на севере Украины, а также у поляков и чехов. Мужскую поясную одежду - порты или штаны - шили из холста, пестряди или набойки. Порты состояли из двух штанин (русское -«колоши», украинское - «холошни»), между которыми вшивалась вставка (русское - «ширинка», украинское - «мотня»). Порты различались шириной и длиной штанин, формой вставки. У русского населения были распространены порты с узкими «колошами», состоявшими из перегнутого по основе ткани прямого полотнища. Штанины соединялись двумя трапециевидными или прямоугольной вставками. В верхней части порты собирали на вздержку - «гашник», позднее на пояс. В переднем соединительном шве делали прореху. Порты изготовляли недлинными, заправляли их в сапоги или онучи. В Воронежских актах XVII века упоминаются теплые «штаны козлиные». В конце XIX - начале XX века зимние штаны изготовляли из сукна. Праздничные штаны молодых мужчин шили из плиса или других фабричных тканей темных цветов. Рубаха мужская. Первая треть XX века. С. Никольское Воронежского уезда. Из коллекции ВОКМ Украинцы, наряду с узкими штанами, носили широкие шаровары, штанины которых выкраивали из двух полотнищ ткани, соединенных прямоугольными или ромбовидными вставками. Многие исследователи народной одежды считали шаровары с низко спускающейся «мотней» отличительной особенностью мужского костюма украинцев. Барон Август Гакстгаузен, путешествовавший в середине XIX века по России и посетивший Воронежский край, писал о жителях Острогожского уезда: «Летняя одежда мужчин состоит из белых широких шаровар и белой полотняной рубашки, подпоясанной сверх них...». В некоторых уездах (Бирюченский, Валуйский, Богучарский) эта традиция прослеживается и в конце XIX века. Мужские головные уборы разнообразны как по форме, так и по материалу. В русских селах был широко распространен древний головной убор «валенка» («еломок», «ермолка»), который изготовляли из валяной шерсти белого или коричневого цвета в форме усеченного конуса с закругленным верхом и прилегающими к тулье отогнутыми полями. Помимо «валенок» весной и осенью носили шапку валяную из шерсти коричневого цвета - «грешневик». Она имела вид высокого цилиндра с маленькими прямыми полями. Трешневики вошли в состав русского мужского костюма не ранее конца XVII - начала XVIII века возможно из костюма литовцев. В русских селах в праздничные дни надевали черные поярчатые шляпы с небольшими полями и высокой тульей, которые украшали золотой или серебряной нитью, лентами, цветами. П. Малыхин, описывая в середине XIX века быт крестьян Нижнедевицкого уезда, отмечал: «В праздники они (мужчины. - Прим. авт.) надевают поярчатые шляпы, которые убирают павлиньими перьями, бархатками со стальными пряжками и мишурным золотом.». Рубаха мужская. Деталь. Первая треть XX века. С. Никольское Воронежского уезда. Из коллекции вокм В селе Кочугуры Нижнедевицкого уезда Н.И. Второв обратил внимание на суконные шапки с четырехугольным верхом - «елкасы», которые были «...подобны польским конфедераткам». Шапки с четырехугольным дном были широко распространены у всех восточнославянских народов, причем, выполнялись из различных материалов. В летнее время украинцы надевали плетеные соломенные шляпы с усеченной плоской тульей и широкими полями - «брили», «брыли». Шляпы и картузы из ржаной соломы изготовляло русское население Коротоякского уезда. Зимой как в русских, так и в украинских селах мужчины носили меховые «треухи», суконные и плисовые шапки с меховой оторочкой. В русских селах бытовали вязанные из шерсти шапки в форме конуса, известные на всей территории расселения русского народа. Отличительной особенностью костюма украинских мужчин были высокие овчинные шапки полусферической или конической формы - «кучма». Уже в первой половине XIX века в селах находит распространение картуз из фабричной ткани, который в конце XIX века постепенно вытесняет другие типы летних головных уборов. В начале XX века в моду входит кепка, сменившая в обиходе картуз. Мужской костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Афанасьевка Бирюченского уезда Из коллекции ВОКМ. Мужской костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Афанасьевка Бирюченского уезда Из коллекции ВОКМ. Мужской праздничный костюм. Деталь рубахи. Конец XIX-начало XX века. С. Лесное Уколово Коротоякского уезда. Из коллекции ВОКМ. Мужской праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века. С. Клеповка Павловского уезда. Из коллекции ВОКМ Мужской костюм. Конец Х1Х-начало XX века. С. Краснолипье Коротоякского уезда. Из коллекции ВОКМ. Мужской свадебный костюм. Свадебная рубаха. Конец XIX-начало XX века. С. Пчелиновка Бобровского уезда Воронежской губ. Из коллекции ВОКМ. Мужской свадебный костюм. Свадебная рубаха. Конец XIX-начало XX века. С. Пчелиновка Бобровского уезда Воронежской губ. Из коллекции ВОКМ. Мужской праздничный костюм. Начало XX века. С. Балахна Задонского уезда. Из коллекции ВОКМ Толкачёва Светлана Павловна Народный костюм Воронежской губернии конца XIX - начала XX века . С древнейших времен конь считался другом и вещим помощником человека. Он был одинаково детищем Белбога (стихии света) и Чернобога (стихии мрака), причем доброму богу посвящался белый конь, а злому - черный. Подобно этому и смена дня ночью представлялась воображению язычников бегом-состязанием двух коней. «Обгонит белый конь - день на дворе, вороная лошадка обскачет - ночь пришла!» - еще и теперь говорят в народе. «Конь вороной через прясла глядит», - можно услышать перед наступлением ночи. Во всех славянских сказаниях темная сила представляется выезжающей на черном коне, белая - на белом. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Ярмлс), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков. Солнце, этот небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью, чтобы снова появиться на своем вековечном пути, представлялся язычнику еще и светлокудрым божеством, разъезжающим на золотой колеснице, запряженной парою светоносно-белых огненно-пламенных коней. Подводит их ко дворцу Солнца дева Утренняя ларя, уводит дева Вечерняя заря. Можно найти и целый ряд сказаний, в которых представляются в образе коня и месяц, и звезды, и ветры буйные, облетающие всю «подсолнечную подселенную» от моря до моря. Даже и тучи, заслоняющие свет солнечный, и быстролетные молнии являются иногда в том же воплощении. «У матушки жеребец - всему миру не сдержать!» - говорит старинная загадка о ветре. Громовой гул представлялся, по народным загадкам, ржанием небесных коней. Русские сказки упоминают о конях-вихрях, о конях-облаках; и те и другие наделяются крыльями. Постепенно из возницы пресветлого светила и олицетворения стихий конь превращается в неизменного спутника богатырей - этих ярких и образных воплощений могущества святорусского. Трудно представить богатыря наших былин без его доброго, верного, борзого (быстрого) коня - до того слились, сроднились эти два образа. И уж тут цветистая народная речь не скупится на эпитеты. Вспомним хотя бы описание богатырского скакуна, принадлежащего Дюку Степановичу: «А и конь под ним - как лютый зверь, лютый зверь конь - и бур, и космат. У коня грива на леву сторону до сырой земли. За реку он броду не спрашивает: которая река целая верста пятисотная, он и ее перескочит с берега на берег!» Встречаются в былинном и сказочном народном слове рассказы о могучих конях, выводимых богатырями из подземелий, где они стояли в течение целых веков прикованными к скалам. Подбегают кони, провещающие голосом человеческим, к сказочным царевичам и добрым молодцам на распутьях, сами вызываются сослужить им службу верную. И впрямь верною можно назвать эту службу: они не только увозят своего любимого хозяина от лютых ворогов, а и сами их бьют-топчут; не только переносят героя на себе за леса и горы, но и стерегут его сон, приводят его к источникам живой и мертвой воды. В кругу славянских простонародных сказаний далеко не последнее место принадлежит Коньку-Горбунку, обладающему силой перелетать во мгновение ока со своим седоком в тридевятое царство, в тридесятое государство. Появляется этот конек внезапно, отзываясь на клич:«Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Влезает Иван-дурак ему в одно ухо мужиком-вахлаком, вылезает из другого удалым добрым молодцем. Чудеса творит - всему миру на диво! - хозяин такого Конька-Горбунка добывает все, что ему ни вздумается: и Жар-птицу, и раскрасавицу Царь-девицу, - и конь ему в том верный помощник и спаситель. Поэтическое народное слово именует коня «крыльями человека». Ну а крестьянство тоже умеет его оценить по заслугам: «Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник!» - говорится про него. Великое множество присловий, поговорок и всевозможных прибауток о коне бытует в народе. Он является воплощением здоровой удали: «Ходит конь конем!» - говорят о человеке бодром, статном. Вера и надежда на него безгранична: «Счастье на коне, бессчастье под конем», «Конь не выдаст - и смерть не возьмет!». Множество всяких примет, связанных с этим удивительным существом, разгуливает по Руси: ржет конь - к добру, топает - к дороге, втягивает ноздрями воздух дорожный - дом близко, фыркает в пути - к доброй встрече (или к дождю). Споткнется конь при выезде со двора - лучше воротиться назад, чтобы не вышло какого-нибудь худа; распряжется дорогой - быть беде неминучей. Хомут, снятый с потной лошади, является у баб-знахарок лечебным средством: надеть его на болеющего лихорадкой человека - всю хворь как рукой снимет. Вода из недопитого лошадью ведра тоже может облегчать разные болезни, если умыться ею со словом наговорным. Конский череп страшен для нечистой силы. Оттого-то прежде во многих деревнях можно было видеть черепа лошадей, воткнутые на частокол вокруг дворов. Друг-слуга пахаря конь остается верным ему даже и после своей смерти! МУДРЫЕ КОНИ И ЗАМОРЫШЕК Жили-были мужик с бабой, а детей у них не было. Раз пошел мужик в лес, видит - в болоте кобыла тонет. На счастье, у него с собой был топор да веревка: нарубил он веток, намостил гать, накинул кобылице веревку на шею и начал тянуть что было сил - лошадка и вылезла на твердую землю. Хотел мужик ее к себе отвести, да она головой мотнула, веревку сбросила и говорит человеческим голосом: - Что спас меня, спасибо, но отслужу я не тебе, а младшему сыну твоему. - Да нету у меня сыновей, ни младшего, ни старшего, - печально ответил мужик. - Сделай, что я скажу, - потом увидишь, что после будет, - ответила кобылица и присоветовала, как поступить. Воротясь домой, мужик обошел все дворы, собрал с каждого по яйцу (всего сорок одно яйцо получилось) и посадил на них клушу. Прошло две недели, и из тех яиц народилось сорок крепеньких, здоровых мальчиков, а один не удался - хил да слаб. Стали счастливые родители детям имена давать - всем дали, а последнему не досталось. - Ну, - говорят, - зовись же ты Заморышек. Росли дети не по дням, а по часам, и вот пошли как-то раз сено косить. Поработали и спать легли, а наутро глядят - ни одного стога нету, только клочья по земле валяются. Накосили снова, назначили караульщиков, но тех в полночь сморил беспробудный сон. Тогда Заморышек пошел к кузнецу и попросил сковать ему цепь в руку толщиной да в три человеческих роста длиной. Взял Заморышек цепь и пошел вора стеречь. Вот полночь настала - загудела земля, закачались звезды в небесах, всколыхалось сине море, и выскочила из него чудная кобылица. Подбежала к стогам и ну сено поедать. Заморышек подкрался, накинул на нее цепь и вскочил верхом. Стала она седока мыкать, по горам, по долам носить. Нет, не в силах сбить! Остановилась и говорит: - Значит, ты и есть стариков младший сын? Пришла пора отслужить тебе. Подбежала к морю, гаркнула-свистнула - и явился на берег сорок один жеребец - конь коня лучше. А кобылица обратно в море ушла. Наутро привел Заморышек на отцов двор целый табун и говорит братьям: - Ну вот, кони у нас есть, теперь поехали невест себе искать. Благословили их отец с матерью, они и отправились. Долго по белу свету ездили, но нигде столько невест не могли найти, чтобы сразу одну свадьбу сыграть. И вот заехали аж за тридевять земель, прямиком к Бабе-Яге. А та обрадовалась: - Ну, наконец-то женихи приехали! У меня сорок одна дочь, уже в девках засиделись. Глянули братья - да так и ахнули, девки-то одна другой краше! Тут же посватались, тут же и свадьбу сыграли. Пошли спать ложиться, и тут конь Заморышка говорит ему человеческим голосом: - Смотри, хозяин, как ляжете с женами спать, наденьте на них свою одежду, а сами в их платья переоденьтесь. Скажите, мол, обычай у вас такой. Да сам-то ночью не спи, в оба глаза гляди. Не то все пропадем! Заморышек все братьям обсказал, те поступили по его воле. Ну, уснули молодые, один Заморышек не спит, в оба глаза глядит. В самую полночь Баба-Яга кричит зычным голосом: - Слуги мои верные! Рубите незваным гостям головы! Прибежали слуги и отрубили головы дочерям Бабы-Яги. Заморышек братьев разбудил, вылезли они в окошко, вскочили верхами - и понеслись прочь отсюда. А Баба-Яга глянула утром - и увидала своих дочерей мертвыми. Схватила она свое помело, забралась в ступу - и полетела по небу, клацая зубами: кого поймает - всех до смерти заест! И вот уже нагоняет братьев. Тогда конь Заморышка, который последним скакал, топнул копытом - сделалось позади него море такое большое, что глазом не объять. Летела Баба-Яга через море, летела, наконец устала - да и назад вернулась. А добрые молодцы на своих волшебных конях воротились домой, к отцу с матерью. КОНЬ | |
|