7 струн души русской
Было время на Руси, когда игру на народных инструментах причисляли к «греху, равному пьянству». Почитателей этого искусства церковь считала язычниками, отвлекающими людские души от Бога. Несмотря на притеснения, народ продолжал гудеть, балагурить и бренчать, придумывая всё новые и новые инструменты. А как иначе, когда в русских жилах взыграла музыка!
Не случайно в старину звук струн назывался «гудением». Вот, к примеру, домра — трехструнный инструмент с круглым корпусом. Без него не обходилась ни одна «светская вечеринка» XVI-XVII века. Развлекаться русский народ о-го-го как любил! Более того, умел это делать профессионально — при царском дворе существовала целая «Потешная палата» — в духе современного музыкального коллектива, основу которого составляли скоморохи – музыканты и балагуры, залихватски играющие на домрах, гуслях, гудках и прочих древнерусских инструментах. Но как говорится «делу – время, а потехе – час». Звездный час домры сменился часом расплаты: обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами», а домры вывезли из городов русских и сожгли.
Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент, воспетый в русских былинах и сказках. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. Название инструмента произошло от древнерусского слова «густы», что значит «гудеть на струнах». Гусляры на Руси были нарасхват — их музыка являлась частью бытовой, обрядовой, духовной, светской и военной жизни народа. Овладеть искусством игры на гуслях не просто. По сути, гусли – это струнный вариант «клавишных». Инструмент имел горизонтальное положение – доска с натянутой в несколько рядов тетивой. Поначалу на гуслях играли с колен, а со временем они стали «столообразными», то есть на ножках. В XVIII веке, благодаря своим отличным звуковым качествам, гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными инструментами, и даже продавались за границу.
Есть ли такой человек на земле, который не знает, что такое балалайка. Этот нехитрый инструмент болтает себе да бренчит просто и без претензий. Ну, а русскому крестьянину другого и не надо. Он из себя Страдивари строить не будет — возьмет балалайку в руки, а ноги тут же сами пустятся в пляс. В народе «балакать», «балагурить» означает «болтать» и «пустозвонить». Однако за этой простотой скрывается невероятная музыкальность. Балалайка рождена из полена. Самая голосистая та, что сделана из ели. «А почему не из березы?» — спросите вы. А потому, что у ёлки самый высокий акустический диапазон. К тому же, ель придает звучанию более резкий и звонкий оттенок.
Белокаменный кремль, который в
У нас на Руси инструменты не только вырезали из дерева, но и лепили из глины. Музыкальные игрушки в виде коней, всадников, оленей, собачек или птиц с тремя-четырьмя отверстиями в народе назывались «свистульками». Любопытно, что каждая из таких «свистящих» фигурок имела свое символическое значение. Например, птица, часто в виде петушка, отражала народное представление о счастье. Еще свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду — зазывали солнце. Этот обряд так и назывался – «свистопляска». Вот, оказывается, откуда пошло это популярное и сегодня слово, означающее всякое буйное, неистовое и неорганизованное веселье.
Когда русскому человеку хочется праздника, да так чтобы с азартом, в ход идут не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки… Словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари даже коса и пила «звучала» и «играла». Однако из всех предметов быта, мировую музыкальную известность получили именно ложки, расписные, деревянные – хороши и к обеду, и к празднику. В игровой комплект ложек могли входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна — начальница, что побольше. Дело в том, что разные по размеру ложки создавали целый каскад звуков.
К звуку и музыке у русского народа сначала был чисто практический интерес. Вот, например трещотка – известная сегодня как культовый народный ударный инструмент – первоначально использовалась для отпугивания птиц с огородов. Любопытно, как В. Даль в толковом словаре объяснял слово «трещотка» — снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Музицировать на круговой трещотке было действительно невозможно – только кур смешить, ну, или пугать. Со временем трещотка приобрела эстетичный вид и стала воистину музыкальной. Ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок издавали поток звуков – звонких, глухих, скрипучих. С этих пор без трещотки уже не обходился ни один свадебный обряд или застолье.
С древнейших времён восточные славяне использовали музыкальные инструменты в ратном деле для поднятия бодрости духа войска и в качестве сигнальных оповещений. Если переводить на современный язык, то труба, по сути, выполняла функции сотовой связи. При помощи этого громогласного инструмента можно было «общаться» на расстоянии. В знаменитой Липецкой битве князь Юрий Владимирский имел в своем войске шестьдесят деревянных труб, а в войске Ярослава, его противника, их насчитывалось сорок.
Карина Никульникова
Велесова книга признана экстремистским материалом
«В случае военного конфликта мужчины в голубых беретах отправятся в пасть врагу с одной целью – разодрать эту пасть».
В.Ф. Маргелов
94 года тому назад, 13 ноября было организован славный военный институт вооруженных сил нашей Родины – Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (РВВДКУ) имени генерала армии Василия Филипповича Маргелова.
История сего заведения началась еще в августе 1918 года, когда было решено сформировать в Рязани первые пехотные курсы для пополнения командного состава молодой рабоче-крестьянской Красной армии. На их базе в дальнейшем и организовали сначала пехотное, а позже – воздушно-десантное училище. Днем рождения РВВДКУ стало 13 ноября 1918 – первый день, когда началось обучение на курсах. Начальником училища назначили полковника Ивана Александровича Троицкого. Время было военное, неспокойное, занятия проходили в ускоренном темпе. Ученикам давали только самые «азы» военных премудростей, учили работать с подчиненными, обращаться с оружием. Выпускались первые красные командиры уже 15 марта следующего года. Все до последнего человека они были тут же отправлены на различные фронты гражданской войны. Всего за время, пока длилась гражданская война, через училище прошло семь выпусков или 499 человек.
В 1920 году данные пехотные курсы переименовали в пятнадцатую Рязанскую школу пехоты. Срок обучения сразу вырос до трех лет. А в конце осени 1921 года пехотная школа удостоилась Революционного Красного Знамени Всероссийского Центрального исполнительного комитета СССР за проявленное личным составом храбрость и мужество. В 1937 школу преобразовывают в пехотное училище Климента Ворошилова, одного из первых Маршалов Советского Союза. А второго августа 1941 года в срочном порядке на основе данного училища в Самаре было тайно создана военно-парашютная школа для обучения и тренировок бойцов ВДВ. Во всех бумагах новая часть пряталась за номером 75021.
В ноябре 1943 года РВВДКУ исполнилось 25 лет. В день годовщины Указом Президиума Верховного Совета СССР учебный центр был награжден почетным орденом Красного Знамени. В документе было написано: «За боевые заслуги перед Отечеством и большие успехи в подготовке и обучении офицерских кадров». За годы Великой Отечественной войны десять доблестных выпускников училища удостоились звания Героя Советского Союза.
Летом 1958 года решением Совета Министров СССР среднее Рязанское пехотное училище было реформировано в высшее командное общевойсковое. Срок обучения снова вырос, теперь уже до четырех лет. Выпускники этого заведения могли получать дипломы о высшем образовании, но военная подготовка никак не изменилась. Тогда В.Ф. Маргелов, возглавлявший воздушно-десантные войска, предложил высшему руководству нашей страны объединить данное училище с Алма-Атинским десантным для подготовки офицеров ВДВ.
В.Ф. Маргелов внимательно наблюдал за работой заведения. Под его чутким руководством училище выросло и обзавелось прекрасной учебной базой, неузнаваемо преобразилось. Много позже в училище в 1995 году в знак благодарности перед заслугами родоначальника десантной службы будет установлен памятник известного генерала.
Маргелов Василий Филиппович родился в 1908 году в городе Днепропетровске в рабочей семье. В Советскую Армию попал в 1928. Окончил белорусскую военную школу. Служил в армии командиром взвода, затем роты и батальона. В Великую Отечественную войну стал командиром стрелкового полка, начштаба, заместителем командира стрелковой дивизии, командиром гвардейской стрелковой дивизии. Участвовал в боях при переходе через Днепр и освобождении города Херсона. Был удостоен почетного звания Героя Советского Союза. Позже был командующим ВДВ. В числе прочих наград Василий Маргелов является почетным гражданином Херсона, почетным солдатом воинской части ВДВ, лауреатом Государственной премии Советского Союза, кавалером более 60! советских и иностранных медалей и орденов. Умер в 1990 году. Под его покровительством ВДВ достигло больших результатов в развитии средств для десантирования, подготовки войск и их вооружения, организации частей, возможностей боевого применения.
В 1962 году во главу процесса подготовки были поставлены знания в иностранных языках. В это же время училище стало принимать и обучать иностранцев. Первыми из них были вьетнамцы, потом появились индонезийцы. На сегодня в РВВДКУ учатся ребята из тридцати двух стран мира! В 1968 году в честь пятидесятилетия Вооруженных Сил Советского Союза училище вторично удостоилось ордена Красного Знамени, а в 1989 – получило «Командорский крест» Ордена Заслуги Польши за отличную подготовку в стенах учебного центра военнослужащих этой страны. 9 июля 2004 года Распоряжением Правительства РФ под номером 937-Р училище в последний раз на настоящий момент было переименовано в Рязанское высшее воздушно-десантное командное (военный институт) имени генерала армии Василия Маргелова. Ходят слухи, что это было сделано на основании многочисленных просьб ветеранов и личного состава училища. За прекрасную боевую выучку училище в 2006 году наградили Вымпелом министра обороны нашей страны.
Это учебное заведение никогда не останавливается на достигнутом. С 2008 года РВВДКУ стало обучать девушек военной профессии под названием «Применение подразделений десантного обеспечения». Женщины-офицеры будут командовать отрядами укладчиков парашютов, помогая выброске десантников, а также боевой техники на особых платформах или сложных многокупольных системах. С 2011 года на базе учебного центра открыты курсы по обучению военных священников, а также раввинов, имамов и лам для морского флота и сухопутной армии.
На сегодняшний день заведение включает в себя собственно само училище, учебный центр в шестидесяти километрах от города, авиационную эскадрилью и парашютный клуб. На базе училища построены общежития для размещения учащихся, лаборатории и учебные здания, где проводятся занятия, тир для стрельбы, залы спортивные, тренажерные, для обучения единоборствам, воздушно-десантной подготовки, стадион, столовая, кафе, почта, клуб, объект бытового обслуживания, медицинский пункт. На территории училища находится православный храм Ильи-пророка и музей истории ВДВ.
Училище готовит курсантов по двум специальностям. Командир парашютно-десантного взвода ВДВ с дополнительной квалификацией менеджера и командир разведвзвода парашютно-десантных частей ВДВ с квалификацией лингвист-переводчик. В военном институте работают девять военных (вооружения и стрельбы, тактико-специальной подготовки, гуманитарных и экономических дисциплин, материальной части и ремонта, воздушно-десантной подготовки, управления войсками в мирное время, эксплуатации и вождения, физической подготовки, тактики) и три гражданских кафедры (математики и физики, иностранных языков, русского языка). На них работают около дюжины докторов наук и несколько десятков кандидатов.