Главная » 2012 » Июль » 24 » ВЕЩЕЕ СЛОВО.
08:20
ВЕЩЕЕ СЛОВО.


Слова вещать и ведать (ведети) одного происхождения, что доселе очевидно из сложных: по-ведатъ, по-вещать, по-веститъ, имеющих тождественное значение.... Если станем рассматривать слова, образовавшиеся у славян от корня вед (вет, вит, вещ), то увидим, что они заключают в себе понятия предвидения, прорицаний, сверхъестественного знания, волшебства, врачевания и суда — понятия, тесная связь которых объясняется из древнейших представлений арийского племени. Вече (вечатъ вместо вещать) — народное собрание, суд; вещба употреблялось не только в смысле чарования и поэзии, но имело еще юридический смысл... Старонемецкий язык называет судей и поэтов одними именами творцов, изобретателей, что напоминает наше выражение: творить суд и правду...

Ведун и ведьма имеют еще другую форму: вещун и вещунья (вещица) — колдун и колдунья — и таким образом являются однозначительными со словами пророк и прорицатель (от реку); пред-вещатъ — предсказывать, вития (ведий), вещий — мудрый, проницательный, хитрый, знающий чары.

У Всеслава, рожденного от волхования и обращавшегося в различных животных, вещая душа была в теле... Этим эпитетом наделен в "Слове о полку Игореве" певец Боян; персты его также названы вещими: "своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху"; дивная песнь его носилась соловьем в дубравах, сизым орлом под облаками и серым волком по земле, т. е. представлялась в тех же метафорических образах, в каких изображалось небесное пение, заводимое бурными, грозовыми тучами.

Птицы и животные, давшие свои образы для олицетворения ветров, грома и туч, удерживают в народном эпосе название вещих: вещий конь-бурка, вещий ворон, зло-вещий филин, и проч. По прямым указаниям "Слова о полку Игореве", Боян был певец, слагатель песен и вместе музыкант, подобно позднейшим бандуристам, кобзарям и гуслярам, которые ходили по селам и на торжищах и праздничных играх распевали народные думы под звуки музыкального инструмента. Таким образом, с понятием слова человеческого нераздельны представления поэзии, пения и музыки, которым древность придавала могучее, чародейное значение...

Оговорить — напустить на кого-нибудь болезнь недобрыми или не в пору сказанными словами; оговор напущенная болезнь, заговор — заклятие. Точно так же от глагола реку (речь): речитъ — заговаривать, колдовать и сложные с предлогами: воречье — заговариванье, нашептыванье, у реки, уроки, сурок (осурочить, изурочитъ) — сглаз, насланная болезнь, врёк — болезнь, несчастье, приключившиеся человеку или скотине от чужих слов, от недоброй похвалы. В Архангельской губ. о недуге, происшедшем от неизвестной причины, говорят: уроки взяли; тот же смысл соединяют и со словом нарок, как видно из клятвы: "Нарок бы тя изнырял!" От того же корня: пророк и рок, речения, связывающие со словом человеческим силу предвещаний и могущество всерешающей Судьбы (суда божьего); сравни : осуда — сглаживанье, осудить — сглазить. Оголцитъ (оголоситъ) — наслать болезнь оговором или сглазом; от зыкать, зычать (звучать) происходят: озык — сглаживанье, озычатъ — сглазить, равно как озёва — порча, овевать — испортить от зев — рот (зевать — раскрывать рот и шуметь, кричать); озёп — болезнь с испугу или сглазу, озёпатъ — сглазить от зепатъ — кричать...

Как вещее слово поэтов (язык богов), по мнению древнего народа, заключало в себе сверхъестественные, чародейные свойства, то молитва-мантра ( Мантра — священная песнь, гимн) еще в эпоху "Вед" переходит в заклятие или заговор, т. е. в такое могучее, исполненное неотразимой силы воззвание, которому сами боги не в состоянии воспротивиться и отказать. Вместе с этим рождается убеждение, что заклятие своими заповедными верно произнесенными формулами может творить то же, что творят небесные владыки.

С течением времени священные гимны мало-помалу теряют первоначальные черты мантры и не столько прославляют и молят богов, сколько требуют от них (заклинают) исполнить желанное человеку. Вещие жены и знахари позднейшей эпохи, утратив непосредственную связь с языческой стариною, всю сущность дела полагают в могуществе чародейного слова и сопутствующих ему обрядов...

Прибегая к обожествленным светилам и стихиям, испрашивая у них даров счастья и защиты от всяких бед, древний человек отдавал себя под их священный покров, что выражается в заговорах следующими формулами: "Пойду я в чистое поле — под красное солнце, под светел месяц, под частые звезды, под полётные облака; стану я в чистом поле на ровное место, облаками облачуся, небесами покроюся, на главу свою кладу красное солнце, подпояшусь светлыми зорями, обтычуся частыми звездами, что вострыми стрелами — от всякого злого недуга" или: "Умываюсь росою, утираюсь (т. е. осушусь) солнцем, облекаюсь облаками, опоясываюсь чистыми звездами"...

Когда древние молебные воззвания перешли в заклятия, чародейная сила их была признана именно за тем поэтическим словом, за теми пластическими выражениями, которые исстари почитались за внушение самих богов, за их священное откровение вещим избранникам: прорицателям и поэтам. Заговоры обыкновенно заканчиваются этими формулами: "Слово мое крепко!", "Слово мое не прейдет во век!", "Будьте мои слова крепки и лепки, тверже камня, лепче клею и серы, сольчей соли, вострей меча-самосека, крепче булата; что задумано, то исполнится!", "Сие слово есть утверждение и укрепление, им же утверждается и укрепляется и замыкается... и ничем — ни воздухом, ни бурею, ни водою дело сие не отмыкается".

Старинная метафора уподобила губы и зубы замку, а язык — ключу на том основании, что тайная мысль человека до тех пор сокрыта, заперта, пока не будет высказана языком; язык, следовательно, — ключ, отпирающий тайник души человеческой. По народной пословице: "Губы да зубы — два запора". Метафора эта нашла для себя знаменательное применение в заговорах; чтобы указать на крепость, нерушимость их заповедного слова, употребляются следующие выражения: "Голова моя — коробея, а язык — замок", "Тем моим словам губы да зубы — замок, язык мой — ключ; и брошу я ключ в море, останься замок в роте" или: "Мои уста — замок, мой язык — ключ: ключом замкну, ключом запру, замок в море спущу, а ключ на небеса заброшу", "Замыкаю свои словеса замками, бросаю ключи под бел-горюч камень-алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои словеса метки", "Ключ моим словам в небесной высоте, а замок в морской глубине — на рыбе-ките, и никому эту кит-рыбу не добыть и замок не отпереть окроме меня; а кто эту рыбу добудет и замок мой отопрет, да будет яко древо, палимое молнией", "Замкну аз за тридевять замков, выну из тридевять замков тридевять ключей, кину те ключи в чистое море-океан; и выйдет из того моря щука златоперая, чешуя медная, и проглотит тридевять моих ключей, и сойдет в глубину морскую. И никому той щуки не поймать, и тридевять ключей не сыскать, и замков не отпирать, и меня не испортить". Эти выражения дают заклятию силу великую; преодолеть ее, уничтожить заклятие так же трудно и невозможно, как отпереть замок, ключ от которого закинут в море, или отпереть замок, заброшенный в океан, ключом, закинутым в небеса: "Ключ в небе, замок в море!" Если мы прибавим, что та метафора ключа употреблялась для означения молнии, отпирающей облачные скалы (камень-алатырь), что ходячие по небу тучи уподоблялись рыбам, плавающим в воздушном океан-море, то поймем всю мистическую важность указанных изречений.

Как язык есть ключ к тайнам души, так молния — огненный язык бога-громовника — есть ключ, с помощью которого отмыкаются уста Перуновы и раздается его громовое слово. Таким образом на освящение и утверждение заклятия призывался громовник; скрепленный его небесным ключом, заговор получал неодолимую твердость: "Мой заговор крепок, как камень-алатырь!", "Кто камень-алатырь изгложет, тот мой заговор превозможет!" или: "Тем моим словам небо — ключ, земля — замок отныне и до веку!", т. е. одна только божественная сила, которая может изгрызть облачную скалу и которая весною отпирает недра земли, замкнутые зимним холодом, — сила неба с его весенними грозами в состоянии превозмочь заговор.

Могущество заговорного слова безгранично: оно может управлять стихиями, вызывать громы, бурю, дожди, град и задерживать их, творить урожаи и бесплодие, умножать богатство, плодить стада и истреблять их чумною заразою, даровать человеку счастье, здоровье, успех в промыслах и подвергать его бедствиям, прогонять от хворого болезни и насылать их на здорового, зажигать в сердце девицы и юноши любовь или охлаждать пыл взаимной страсти, пробуждать в судьях и начальниках чувства милосердия, кротости или ожесточения и злобы, давать оружию меткость и делать воина неуязвимым ни пулями, ни стрелами, ни мечом, заживлять раны, останавливать кровь, превращать людей в животных, деревья и камни, короче сказать: слово это может творит чудеса, подчиняя воле заклинателя благотворные и зловредные влияния всей обожествленной природы...

Руны и чародейные песни, по германским преданиям, всесильны: они могут и умертвить, и охранить от смерти, и даже воскресить, делать больными и здоровыми, заживлять раны, останавливать кровь, наводить сон, гасить пламя пожара, смирять ветры и взволнованное море, насылать бури, дождь и град, разрывать цепи, ломать запоры и скреплять наложенные узы, разверзать и вновь запирать горы, доставать из недр земных сокровища, делать оружие крепким и слабым, наводить и изгонять злых духов, связывать уста зверей, руки и ноги воров, вызывать из могил мертвых, вправлять вывихи — все это не более как метафорические выражения, издревле служившие для обозначения небесных явлений, но впоследствии понятые буквально и примененные к обыкновенному быту человека.

Как вой зимних вьюг мертвит и усыпляет природу и как оживляют-пробуждают ее звуки весенней грозы, так ту же силу получила и человеческая песня; как шумная гроза проливает кровь-дождь и как вихри, рассекая облака, останавливают дождевые потоки, так и вещее слово может то растравлять раны, то заживлять их и останавливать текущую кровь; "потушить пожар" значит: погасить пламя грозы в дождевых ливнях; "разорвать цепи" и "отворить крепкие запоры" — разбить те оковы, которые налагает суровое дыхание зимы на тучи, воды и землю; "отпирать горы и добывать клады" — отпирать облачные скалы ключом-молнией и выводить из-за них золотое сокровище солнечных лучей; "вызывать мертвецов" — пробуждать грозовых духов, спящих во время зимы мертвым сном в гробах-тучах.

Представление туч демонами, дождевых облаков дойными коровами и другими животными, молний оружием, грозы битвою и любовным союзом, дождя всеоживляющею водою породило убеждение, что вещее слово может распоряжаться нечистою силою, умножать стада, управлять битвами, возбуждать любовь или ненависть, исцелять от болезней и насылать недуги-поветрие!

Уподобление, аналогия играют поэтому в заговорах самую широкую роль; в наиболее загадочных и наиболее богатых мифическими чертами заговорах проводится параллель между небесными явлениями природы и теми нуждами заклинателя, которые заставляют его прибегать к вещему слову: как потухает кровавая заря на небе, так да остановится льющаяся из раны кровь; как не могут устоять демоны против громовых стрел и палицы Перуна, так да бежит неприятель от оружия ратника и т. д.
Иное прочтение русского слова РАЗ и КОН в РУННОМ ГЕНОМЕ
Яйцо Рода


Хотя в настоящее время параллель эта не везде осязательна и иные заклятия, по-видимому, не имеют никакого отношения к стихийным божествам, но это, во-первых, потому, что мы утратили понимание старинного метафорического языка и за общепринятым значением слов не сознаем их переносного смысла, а во-вторых, потому, что самые заговоры донеслись до нас значительно искаженными и нередко в жалких, искалеченных обломках...

Итак, по глубокому убеждению первобытных племен, слово человеческое обладало чародейною силою: на этой основе возросло верование, доселе живущее у всех индоевропейских народов, что слово доброго пожелания и приветствий (здравиц, т. е. пожеланий здоровья при встрече и на пиру при "заздравных" кубках) призывает на того, кому оно высказывается, счастье, довольство, крепость тела и успех в делах; наоборот, слово проклятия или злого пожелания влечет за собою гибель, болезни и разные беды...

У нас верили в старину, что бывают счастливые и несчастные часы, и доселе существует поговорка: "В добрый час сказать, в худой помолчать"; рассказывая о каком-нибудь несчастии или упоминая о нечистом духе, простолюдины спешат прибавить: "Не тут (не при нас) будь сказано!" Таким образом, верование в могущество слова сливается с верою в Судьбу, которая определяет людские доли, смотря по тому, в какой кто час на свет народился: в счастливый или бесталанный.

И на Руси, и у других славян уцелело много старинных клятв, любопытных по своему эпическому складу и указаниям на древние мифические представления, все они состоят в призывании на недруга карающей руки божества, тяжелых болезней и всевозможных бедствий: "О, чтоб тебя язвило! (пятнало или стреляло)", "Благое тебя побери!" (благой — безумный; смысл того: "Чтобы ты с ума сошел!", "Колом тебя в землю!" (намек на осиновый кол, которым прибивают умерших колдунов и ведьм)...

Злое, неосторожно сказанное в сердцах слово, хотя бы без всякого желания, чтоб оно сбылося, по народному поверью, никогда не остается без худых последствий. "Чтобы тебя буйным ветром унесло!" — говорит в сказке красная девица, не добудившись своего милого, — и в ту же минуту подхватило его вихрем и унесло далеко-далеко в безвестные страны...

На могущество слова опиралась и древняя, языческая присяга (в старинных памятниках рота и клятва), потому что она состояла в торжественном призывании на свою голову различных казней — в случае, если произносимый человеком обет будет нарушен или если даваемое им показание ложно. Договор Игоря с греками был скреплен этими словами: "Да не имуть (нарушители мира) помощи от Бога, ни от Перуна, да не ущитяться щиты своими и да посечени будут мечи своими, от стрел и от иного оружия своего, да будут раби в вьсь век будущий"... Доселе обращающиеся в народе божбы и клятвы указывают на то же: "Душа вон!", "Лопни мои глаза (ослепнуть мне!), коли говорю неправду!", "Сейчас сквозь землю провалиться!", "С места не сойти!"..
Ведьмак и ведьма (ведающая мать, ведьмаков значительно меньше чем среди женщин), ведун и ведунья, колдун и колдунья (дуновение о кол, кола), чародей и чародейка (чары-чакры), волшебник и волшебница (основа на волошбе) - это разные специализации волхования и магии, основанные на наличии разного рода СИДХ, или паранормальных способностей человека (выражаясь современным языком).
Слово имеет могучую силу и оно должно быть всегда направлено на добро и созидание...оно имеет свойство возвращаться к хозяину...и результат на лицо. Чистота речи должна соблюдаться и каждый заговор не можно употреблять, есть Божественные силы, они этого не прощают.
 

Я вот вам хочу написать, что пережила...

 

 

Наводнение МЫ ВСТРЕТИЛИ И ПОЧТИ ПЕРЕЖИЛИ В САМОМ Геленджике.

 

 

Сидели в номере на втором этаже. Звонили на автовокзал, уточняли про рейсы. Сказали, что ничего не отменено. Еле доплыли до автовокзала…

 

   

Выехали рейсовым автобусом из Геленджика в Ростов.

 

 

 

Автобус утонул на трассе между Нижней Баканкой и Крымском. Тонуть начали с 23 часов, как только выехали из Нижнебаканской. Сразу же начали вызывать МЧС.

 

  

Обидно. Ещё можно было спасти людей в Крымске, разбудить, предупредить...

 

  

На оповещение крымчан было предостаточно времени.

 


Я вылезла из затопленного по крышу автобуса через выбитый в потолке люк. И сидели все под ливнем на близстоящей гружёной фуре. МЧС вызывали с 23-х. Только в 6 утра нас спасли электрики, а не спасатели.

 


Чуть ниже по течению стоял 2-х этажный автобус, его тоже затопило по крышу. Люди стояли на 2-м этаже внутри автобуса по плечи в воде. Видимо, много было людей и не всем хватило места на крыше.

 

 

На деревьях слева и справа сидели спасавшиеся люди из легковых утопленных машин.

 

 

 

Я с дочей была, ей 2 года и 10 месяцев. Привязала её к себе платками как слингами. Страшно было только когда вода стала в автобус просачиваться. Когда уже по пузо было, было не страшно, уже включилась голова.

 

  

Как педагог я, конечно, боялась за психическое состоянии дочи... паники не поднимала. Когда воды было по пояс, мы искали рыбок в воде…

 

   

Наш автобус стоял позади фуры с 25 тонным грузом, до фуры 2 метра, я бы не допрыгнула с ребенком, ливень шел, не переставая всё это время. Водитель решил подплыть на нейтралке к фуре.... и автобус стало сносить. Бубухнуло его к фуре уже буквой «Т», от удара стекло разбилось, в салон хлынула вода. Я первая ломанулась к люку (его кстати открывали часа полтора отвертками) вылезала на крышу и ползком на четвереньках по вентиляции до середины автобуса, потом перепрыгивали на фуру. Вылезли все. Водители молодцы: все делали правильно. Половину сумок вынесло течением через разбитое окно.

 

 

Большинство женщин мне помогали. Сами проталкивали меня ближе к люку, говорили: "Пропустите женщину с ребенком", - я как-то особо и не тявкала. Девчонки, которые мне помогали, дома имели своих лялек. Они с ужасом восприняли то, что моей доче нет еще 3-х лет.

 

 

 

Была одна злая тётка... (между нами, просто тварь), она оттолкнула лезшую за мной мою племянницу 11 лет. А потом на фуре она сидела под целлофановым дождевиком (не надо быть 7 пядей во лбу, чтобы понять, что под целлофаном лучше греться, даже будучи полностью мокрым). Дождевик был большой, и она его половиной укрывала большую сумку. Тогда я ещё не знала, что это она оттолкнула мою племяшку. Я попросила её приютить ребенка у себя под дождевиком, а не укрывать сумку. Сказала ей, что вдвоем теплее будет... и ей самой в первую очередь. Но она отвергла мое предложение. А потом в кафе обвинила меня в наглости, мы поцапались... Она еще много выговаривала, что б мы все там подохли. Я о ней почему-то только вам рассказала, даже вспоминать её не хотелось. Бог ей судья.

 

 

На фуре сидели почти голые: спина к спине, многие не умели плавать.  Доча вообще не пискнула за все время, только жаловалась что ей жарко и ничего не видно... и плакала, что сандалии её не спасли. Вспоминала их последние 5 часов и плакала, плевала на спасенные куклы, плакала по сандалиям.

 

 

Я была счастлива от того, что доча жаловалась, что ей жарко... мы все трясемся от холода, а ей жарко. Так я её угрела. А я её засунула к себе в платье, живот к животу, потом перевязала платками. Она была в синтетических колготках... вода из них быстро испарялась, а тело не продувалось. Потом укутала мокрыми тряпками какими-то,  дали плед (из автобуса вытащили), он был наимокрейшим, но парил, защищал от ветра. Практически ощущалось, что доча была завернута в теплое мокрое полотенце.

 

 

Паша не умеет плавать, но виду не подавал, успокаивал нас. А я заставила его в шорты засунуть надувной круг, чтобы потом на крыше надуть, если вдруг с неё смоет. Потом за него держалось 3 мужика: все они не умели плавать.

 

 

Ещё было страшно, что молнии были, а мы сидели на металлической крыше фуры.

 

 

Когда нас спасли в 6 утра электрики, привезли на вторую по пути заправку. Первую смыло НАЧИСТО, остался только рекламный щит. Сказали, что будет чай бесплатный, но ничего не было, за все платили. Был туалет и фен – под ним сушились по-очереди. Сказали, что едет за нами автобус из Краснодара, но мы его за 4 часа не дождались. Гаишник рассаживал желающих по попуткам. Нас довезли до Краснодара.

 

 

Вообще жуть! Чтобы не потерять ребенка, я её засунула в платье: подол задрала, завязала узлом, в одних трусах босая, на фуре всю ночь. И мы все были СЧАСТЛИВЫ и убеждены, что фура не перевернется, так как груженная.

 

 

Видели, что дальше была такая же фура перевернутая. Люди из легковушек вообще топли. Спасли деда с дерева, голый, он сидел всю ночь возле нашей фуры. Он жену и машину потерял... плакал, что не спас, не сумел вытащить, потоком унесло.  

 

 

В общем, второе рождение.

 

 

 

На счет Бога.....

 

   

Дикий предсмертный страх, когда воды было только по щиколотку, а потом пришло умиротворение, просто максимально старалась спасти детей. Я верю по-настоящему в деяния и замысел Бога, и верю, что все люди, которые погибли там, должны были там погибнуть, а все кто спаслись - должны были это пережить. Я в автобусе по пояс в воде была готова к любому концу, как будто полностью отдалась на волю Бога, будь что будет, как суждено. Только очень стало жалко, если все утонем… Тогда родители мои сразу потеряют двух единственных внучек. Вообще я к смерти философски отношусь и, наверно, не боюсь (в глубине души). Но для меня самое главное - САМОЕ приСАМОЕ! – это умереть после своих родителей и до своих детей. Родители не должны видеть смерть своих детей. И мне, как это ни смешно, в первую очередь не хотелось расстраивать родителей.

 

 

Я вообще боялась, я не хотела ехать, я думала, была уверенна, что отменят рейсы. Но их не только не отменили... Не перекрыли дорогу... Все гуськом как ехали так и ехали. Спасло то, что фуры были с обеих сторон от автобуса.

 

 

Какие-то сумки остались, повылавливали полотенца, игрушки дочины.

 

 

Полдня потом стирала, все в иле, в грязи... Документы спасли, сушили...

 

 

 

Страховка только жизни. Если смерть - то 100 тыс., если инвалидность 90 тыс., а имущество не страхуется. За потерю имущества никто ничего не даст, наверное.


Автобус не виноват, виноваты, говорят, МЧС, что не предупредили, не закрыли... и не спасли они нас за 7 часов. Ночью они вообще не работали. Только с рассветом их увидела.

 

 

До сих пор с жалостью вспоминаю наш автобус. НОВЫЙ, ШИКАРНЫЙ. Угроблен капитально. Созванивалась с перевозчиком, они его еще 2 дня буксировали обратно до Геленджика. Даже не успели застраховать.

 

 

 

 

 

Примерно такая фура, на которой мы спасались, воды было выше линии на верху, полметра как не достало.

 

 

 

Отходняк начался на 3-тьи сутки, когда начали осознавать что могло случиться. Если было бы всё по другому. Если бы люки не открыли, если бы стояли на месте 2-х этажного автобуса,  или если бы при нейтралке нас унесло... Ббббрррр!..

 

 

 

P.S. Да, если честно, то первыми, о ком я подумала, это палаточники.  Так как между Геленджиком и Дивноморском накануне потопа мы видели десятки палаток, прям на скалах у моря... причем скалы образовывали расщелину (видимо от многовековых дождей), прям воронка к морю.

 

 

… Думаю, ИХ даже никто и не считал. ((

Просмотров: 798 | Добавил: айталла_хамейни | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]