Главная » 2012 » Май » 31 » ИЛЬЯ МУРОМЕЦ -первый порграничник.
19:05
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ -первый порграничник.





Илья Муромец - самый известный и самый загадочный герой русского эпоса, богатырь, крестьянин и воин. Русской православной церковью он причислен к лику святых.




Судя по древним былинам, Илья родился в селе Карачарове под Муромом. Но жизнь его сложилась так, что ратные подвиги он совершал вдали от родного дома, на службе у киевского князя. И, как некогда семь городов оспаривали право называться родиной Гомера, так и по сей день спорят, к какому роду-племени принадлежал былинный витязь Илья.




Хотя в русских летописях его имя не упоминается, зато чрезвычайно широка область распространения былин о богатыре. Они известны у западных славян;





на севере, юге и в Центральной части России; за Уралом. «Старого казака Илью» повсеместно считает своим героем казачество. Ilias von Riuzen (Илья из России) встречается в западноевропейских средневековых сагах XII-XIII вв.




В финских сказках богатыря Иллу Муровитса исцеляет сам Иисус Христос. Малороссы Илью Муромца иногда называли Чоботок (Сапожок), поскольку, как гласит легенда, застигнутый врагами врасплох, он сумел отбиться одним сапогом, который не успел надеть.




Поэтому и спорят исследователи, кто же он, Муромец-Илья: выходец из Моравии или варяг; финно-угр, принявший иудаизм, или хазар; представитель племени вятичей или муромы; украинец или русский? А может мордвин?




Поговаривают даже об его испанских корнях, или, по крайней мере, кавказских. К слову сказать, недавно Украинская православная церковь учредила орден преподобного Ильи Муромца. Во внешности Ильи, судя по реконструкции, есть даже монголоидные черты. Однако это не помешало петербуржцам в ходе исследования «Самосознание и национальный характер русских» самым русским персонажем назвать Илью Муромца. (Панорамный вид на г. Муром)



Люди XVI-XIX вв. не сомневались в реальности Ильи, знали, что существуют его мощи в Киево-Печерской Лавре. В 1638 г. их описал А. Кальнофойский, полагавший, что Илья жил примерно в 1188 г. Нетленные останки святого Ильи Муромца показаны на древних планах Ближних пещер Лавры.




Вопреки этому, сведения про святого богатыря в ранней церковной литературе практически отсутствуют. Лишь в «Печерской Минее» 1763 г. помещена служба святому: «Илии Муромскаго непреборимаго воина, почитать подвиги дерзаю: в руце имущаго от оружия язву, в сердце же любовь к тебе Христос».



В 1701 г. мощи богатыря описал паломник И. Лукьянов: «Тут же видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении пребывающего под покровом златым, ростом яко нонешние крупные люди, рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке, а правая рука его изображена крестное знамение».



Польский историк С. Сарницкий в «Описании древней и новой Польши» (1585), говоря о богатырях, упоминал их лаврские погребения: «Они похоронены по русскому обычаю в горных пещерах, которые вроде бы, как подземные коридоры, тянутся на большое расстояние, даже до Новгорода Великого». (Гробница Ильи Муромца в Киеве. Рис. К. П. Мазера. 1851)

По некоторым сведениям, первоначально Илья Муромец был захоронен в приделе главного храма Киевской Руси — Софии. Позже прах его перенесли в Ближние пещеры, где он находится и сейчас. Посол австрийского императора Рудольфа II Эрих Лясота в 1594 г. отметил в путевых дневниках: «В другом приделе (Софийского собора) была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или как говорят богатырь, гробница эта ныне разрушена». Окончательной ясности с этой гробницей нет. Документально обозначенные детали в описаниях очевидцев не оставляют сомнения, что они действительно видели мощи, известные нам как мощи Ильи Муромца.



Ростовский краевед А. А. Титов приводит выписки из Хлебниковской летописи, по которой в конце XII в. в тридцати верстах от Ростова Великого, на месте села Ильинского, жил витязь Илья Сокол, прозванный Ильей Муромцем.




Кстати, незаконнорожденный сын былинного Ильи звался Сокольником или Подсокольником. В самом селе был храм Ильи Пророка. И еще один примечательный факт: неподалеку летописец поселяет другого былинного богатыря – Святогора.



Именно от него в некоторых вариантах былин Илья получил свою силу. По мнению С. Хведчени, Илья Муромец был реальным человеком из Черниговской земли, который подвиги совершал, служа Киеву, и окончил свои дни в Киево-Печерском монастыре. А происходил он либо из Моровийска, либо из Мурома, которые в те времена подчинялись Чернигову.

В былинах же богатырь погибает по-разному: или в битве с татарами, или усмиряя взбунтовавшихся язычников. В некоторых вариантах сказаний богатыри не умирают, а уходят из жизни временно, превращаясь в камни. Когда же в тяжелый час в них возникает нужда, они оживают и помогают людям. Этот мотив часто встречается в мировом фольклоре.



В русском народном творчестве он, как правило, имеет морально-религиозную оценку. Илья Муромец, например, окаменевает после того, как, уйдя в киевские пещеры, раздает найденное богатство на строительство храмов:


И воздвигнул живот во славный Киев

И построил он церковь соборную.

Тут Илья и окаменел,

И поныне его мощи нетленные.




Былина - это память.А мнений может быть много.Мне хочется верить ,что ИЛЬЯ МУРОМЕЦ мой земляк -со святой Ярославской земли.И храм его ,не даром находиться в учебной пограничной части- недалеко от РОСТОВА ВЕЛИКОГО(Яр. область).
(с) Евгений Климов...
Просмотров: 577 | Добавил: айталла_хамейни | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]