Жители белорусских земель
издавна славились отсутствием религиозной нетерпимости и лояльным
отношением к представителям самых различных вероучений. Это подтверждают
и многочисленные памятники культовой архитектуры, дошедшие до наших
дней. Кроме широко распространенных церквей и костелов, в Беларуси можно
встретить кальвинистские сборы и лютеранские кирхи, молельные дома
староверов и евангелистов, мечети и синагоги, кришнаитские храмы и
языческие капища. Об одном из интересных действующих объектах такого
рода и пойдет речь ниже.
Камни, как распространённый
природный материал, не только служили основой для возведения культовых
сооружений, но порой и сами по себе становились центральным элементом в
осуществлении ритуальных действий. Так, в лесном массиве около деревни
Крыжовка Минского района располагается одно из языческих святилищ,
которых ранее в Беларуси было великое множество.
Особенность в том, что данное
капище, несмотря на видоизменение прежнего облика, и по сей день
продолжает, хоть и нерегулярно, выполнять свои функции. Как рассказывают
старожилы, это культовое место в древности было обустроено с целью
поклонения древнеславянскому опекуну животного мира, богу плодородия,
достатка, удачи и творческого вдохновения Велесу.
На холме среди лесной поляны язычники облюбовали жертвенный валун,
вокруг которого на деревьях в былые времена были развешаны черепа
рогатого скота. Сюда приводили домашних животных с целью исцеления от
болезней, молились о прибавлении в семействе и благополучии, а на
алтарном камне оставляли символические подношения в виде молочных
продуктов, мёда, пива, кваса, блинов и монет.
Следует отметить, что языческие практики применялись жителями
белорусских земель в течение нескольких десятков тысяч (!) лет, а их
отголоски существуют в культуре и поныне. Даже в самом центре Минска, на
берегу Свислочи, языческий храм под открытым небом просуществовал аж до
начала прошлого столетия, а множество ритуальных камней можно сегодня
посмотреть в столичном Музее валунов в микрорайоне Уручье.
Вообще, языческие и христианские верования зачастую тесно переплетались
между собой, образуя удивительный гибрид в мировоззрении наших предков.
Так что, вероятно, прав был известный композитор и этнограф Станислав
Казуро, отмечавший, что «душа белоруса была и остаётся насквозь
языческой». Что же касается
капища около деревни Крыжовка, то хотя и древний холм был уничтожен
после прокладки автомагистрали, а последнего жреца репрессировали в 1937
году, основной элемент святилища в виде камня прекрасно сохранился и
продолжает привлекать новоявленных последователей язычества. В середине
февраля почитатели древних традиций собираются здесь, чтобы отметить
«Валоссе» – так на белорусских землях издавна именовали красочный
праздник Масленицы.
Источник
|