Суббота, 11-Май-2024, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS | Регистрация | Вход
17:01 6 января, 10.00., Химки, Похмельный Новогодний кубок "Северный бастион"... | |||||||||||||||||||||||||||||||
...не было Морозова, стоял малец 15 летний Миша из СтарТима, да Коявы, так же не приехали: Бабкин и Сурмеев, двое последних защитники, енто наши поражения и предопределило..надо было играть, за счет обороны(если грубо, то "вторым" номером, ну
ни коем образом, не от обороны, енто тошно мы б не смогли), или хотя бы
так, примерно, как в первом матче..и тогда вполне возможно, не самый
сильный состав СБ золота, нас бы не порвал..и мы б в финале играли с
Бесчастных и наверняка, ужо приспособившись(да я думаю, к финалу наши
звезду молодые, ужо во всю блистали, молодым ведь время нужно, шо б
настроится, разбегаться, завестись), дернули б и Вову с бандой, гы-гы,
иносказательно звучит..ну да, потому шо ДД, не собиралась следовать совету Леши и не играла в
защите на ентом турнире, а все окромя Паровозика, были
впереди...показательна игра с БиЛайном-Ригелем, мы так увлекались атакой и
запиранием оппонента на их половине, шо порой, ентот автобус убегал к
нашим воротам, почти полным составом, на одного Паровозика и кипера
малого...даже не отсутствие кого либо, кто не приехал...а мы сами были
не готовы, наступить на горло собственной песне..мы не защищались во
все(только в первой матче, еще помня слова Ковардыкова Великого), только
пытались создавать, но реализация была ужасна....а Лаврук и Глушко, все же звезды, парни талантливы, от Богов
все, особливо Лаврук, Евгений-самый талантливый самородок(т.е без школы), коих видел в жисти...Солдат-трудяга, столп на ком мы и держались и мастер - уровень
виден, благодаря ему более менее смотрелись на турнире, без слаженной
игры..ПАПА может, но к формату турнира, не был готов, играл не как в
миньку, а как в большем формате подобает...Паравозик, пахал, старался,
даже созидать порой, молодец Серега..кипер малой, тоже может, во общем
не подвел..я выходил мало, кроме того как, разок не забил, в пустые
ворота, после великолепного паса Солдата(гений), право скорее не
добежал, не поверил профессорскому, гроссмейстерскому ходу..да пару
обрезов не вынужденных сделал..запомнилось только как, увел двух игроков
грамотно и дал разобраться один в один, самому талантливому игроку, Глушко Даниилу..он и защитника прошел и кипера Электростали, будущих
чемпионов, проткнул... ...мы выше Хасты, назло Барину, но не в коме разе, не Андрюши Звонову..наши прямые конкуренты по группе смерти-Электросталь(очень интересная и сыгранная команда), во главе С Володей Бесчастных и СБ Золото( с последними можно было играть, но мы не забивали много, не везло, они забили, у нас в защите пшик) вышли в финал, первые праздновали победу, третья-Планета , просто банда балашихинская , парни - молодцы, эмоциональны и с огнем в глазах, с бешеной поддержкой фанов...Ригель, нас с Ильей опять обыграл... хотя на награждении мне понравилась расстановка - Хаста' Сокол' ДД одно дело если бы на пьедестале а так ''''''''''' ..еще понравился по игре, кроме первых трех команд, Адилет(киргизы с казахами, из Бадоса и Возрождения, с одним русским-Денисом, из ФК"Реутов", теперь я фан казахов и киргизов, да Дениса Васильевича Колеева(ЮЗАО,1 див,Титан)) и Голден(молодежь задорная, Ахмад, я твой персональный фан ), надо присмотреться повнимательнее, хороший материал для трансферов..из Адилета понравились все..из Голдена, без сомнения Ахмад, и еще на мальчишек надо поглазеть, есть там еще пару норм ребят..буду работать на ентими трансферами.. Русская изба: ковчег среди лесов.Архитектурно-этнографический музей "Семенково", под Вологдой. Утром светило солнце, да только воробьи шибко раскричались — верная примета к метели. В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся ветер, запуржило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю ночь, и на следующий день буран не растерял силы. Избу замело до верха подклета, на улице сугробы в человеческий рост — не пройти даже к соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться. Но идти никуда особо и не нужно. Разве что за дровами в сарай-дровяник. Припасов в избе хватит на всю зиму. В подклете — бочки и кадушки с солёными огурцами, капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи. И на скотном дворе порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не пропускают и сохраняют тепло животных, преющих навоза и соломы. Деревянный дом с дворовыми постройками в карельской деревне. А в самой избе о морозе и вовсе не помнится — жарко натопленная печь остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед… Самые древние русские избы — до XIII века — строили без фундамента, почти на треть зарывая в землю, — так было проще сберечь тепло. Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен. До дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными. На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую держали ближе к входу. Да и дверей не было. Совсем небольшое входное отверстие – только бы протиснуться — прикрывали от ветров и холодов щитом из полубрёвен и матерчатым пологом. В центре Городца в Нижегородской области сохранились целые улицы из деревянных домов старинной постройки. Прошли века, и русская изба выбралась из-под земли. Теперь её ставили на каменном фундаменте. А если на столбах-сваях, то углы опирали на массивные колоды. Те, кто побогаче, делали крыши из тёса, селяне победнее крыли избы щепой-дранкой. И двери появились на кованых петлях, и окошки прорубались, и размеры крестьянских строений заметно увеличились.Лучше всего знакомы нам традиционные избы, какими они сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов. Это изба-пятистенка, состоящая из двух помещений — сеней и жилой комнаты, или шестистенка, когда собственно жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной надвое. Такие избы ставили в деревнях вплоть до самого последнего времени. Реконструкция северной русской избы. Но крестьянская изба Русского Севера строилась иначе.По сути, северная изба — это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны. Этакий космический корабль на приколе, ковчег, путешествующий не в пространстве,а во времени — от тепла до тепла, от урожая до урожая. Человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилища припасов — всё находится под одной крышей, всё под защитой мощных стен. Разве что дровяной сарай да амбар-сеновал отдельно. Так они тут же, в ограде, пробить к ним в снегу тропу нетрудно. Такое жилище строилось в два яруса. Нижний — хозяйственный, там скотный двор и хранилище припасов — подклет с погребом. Верхний — жильё людей, горница (от слова горний, то есть высокий, потому что наверху). Тепло скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён. Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким. И, взбираясь на него, приходилось одолеть целый лестничный пролёт. Зато как бы ни навалил буран сугробы, вход в дом они не заметут. С крыльца дверь ведёт в сени — просторный тамбур, он же — переход в другие помещения. Здесь хранится разная крестьянская утварь, а летом, когда приходит тепло, в сенях спят. Потому что прохладно. Через сени можно спуститься на скотный двор, отсюда же — дверь в горницу. Жилая изба, сложенная из мощных брёвен сто с лишним лет назад. Только входить в горницу нужно осторожно. Для сохранения тепла дверь делали низкой, а порог высоким. Поднимай ноги повыше да пригнуться не забудь — неровён час набьёшь шишку о притолоку. Просторный подклет находится под горницей, вход в него — со скотного двора. Делали подклеты высотой в шесть, восемь, а то и десять рядов брёвен — венцов. А начав заниматься торговлей, хозяин превращал подклет не только в хранилище, но и в деревенскую торговую лавку — прорубал на улицу окно-прилавок для покупателей. Строили, впрочем, по-разному. В музее «Витославлицы» в Великом Новгороде есть изба вообще как океанское судно внутри: за уличной дверью начинаются ходы и переходы в разные отсеки, а чтобы в горницу попасть, нужно по лестнице-трапу взбираться под самую крышу. Столетняя деревянная изба на берегу Белого моря. В одиночку такой дом не воздвигнешь. Потому в северных сельских общинах избу для молодых — новой семьи — ставили всем миром. Строило всё село: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу, вместе радовались построенному. Только когда появились бродячие артели мастеровых-плотников, строить жильё стали нанимать их. Северная изба снаружи кажется огромной, а жилое помещение в ней одно — горница площадью метров двадцать, а то и меньше. Все там живут вместе, и старые и малые. Есть в избе красный угол, где висят иконы да лампадка. Здесь садится хозяин дома, сюда же приглашают почётных гостей. Главное место хозяйки — напротив печи. Оно называется кут. А узенькое пространство за печкой — закут. Отсюда и пошло выражение ютиться в закутке — в тесном углу или крохотной комнатушке. Самая нарядная и светлая комната в избе — светлица. Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» под Архангельском. «В горнице моей светло…» — поётся в популярной не так давно песне. Увы, долгое время это было совсем не так. Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна. Пластинки этого слоистого минерала закрепляли в фигурных переплётах, отчего окно становилось похожим на витраж. К слову, из слюды были даже окошки в возке Петра I, который хранится в собрании «Эрмитажа». Зимой в окна вставляли пластины из льда. Их вырезали на замёрзшей реке или намораживали в форме прямо во дворе. Выходило светлее. Правда, готовить новые «ледяные стёкла» взамен тающих приходилось часто. Стекло появилось в Средние века, но как строительный материал русская деревня узнала его лишь в ХIХ столетии. Горница в жилой избе в Карелии. Долгое время в сельских да и в городских избах печи клали без труб. Не потому, что не умели или не додумались, а всё по тем же соображениям — как бы лучше сберечь тепло. Трубу как ни перекрывай заслонками, а морозный воздух всё равно проникает снаружи, выстуживая избу, и печь приходится топить гораздо чаще. Дым из печи попадал в горницу и выходил на улицу лишь через маленькие окошки-дымницы под самым потолком, которые открывали на время топки. И хотя топили печь хорошо высушенными «бездымными» поленьями, дыма в горнице хватало. Оттого избы назывались чёрными или курными. Трубы появились только в XV—XVI веках, да и то там, где зимы были не слишком суровыми. Избы с трубой именовались белыми. Но поначалу делали трубы не каменными, а сбивали из дерева, что нередко становилось причи-ной пожара. Лишь в начале XVIII века Пётр I специальным указом повелел в городских домах новой столицы — Санкт-Петербурга, каменных или деревянных, ставить печи с каменными трубами. Позднее в избах зажиточных крестьян кроме русских печей, в которых готовилась еда, стали появляться привезённые в Россию Петром I печи-голландки, удобные своими небольшими размерами и очень высокой теплоотдачей. Тем не менее печи без труб продолжали класть в северных сёлах вплоть до конца XIX века. Главная в избе — русская печь. Она и согреет, и накормит, и спать уложит. Печь, она и самое тёплое спальное место — лежанка, принадлежащая по традиции самым старшим в семье. Между стеной и печью тянется широкая полка — полати. Там тоже тепло, поэтому на полати клали спать детей. Родители располагались на лавках, а то и на полу; время кроватей ещё не настало. Архитектура русской избы постепенно менялась и усложнялась. Жилых помещений становилось больше. Кроме сеней и горницы появилась в доме светлица — действительно светлое помещение с двумя-тремя большими окнами уже с настоящими стёклами. Теперь в светлице проходила бОльшая часть жизни семьи, а горница выполняла роль кухни. Обогревалась светлица от задней стенки печи. А зажиточные крестьяне делили обширный жилой сруб избы двумя стенами крест-накрест, разгораживая таким образом четыре комнаты. Даже большая русская печь обогреть всё помещение не могла, вот тут и приходилось ставить в самую дальнюю от неё комнату дополнительно печь-голландку. Непогода бушует неделю, а под крышей избы её почти не слышно. Всё идёт своим чередом. У хозяйки хлопот больше всех: ранним утром подоить коров и насыпать зерна птицам. Потом распарить отруби для свиней. Воды принести из деревенского колодца — два ведра на коромысле, полтора пуда общим весом! Но не мужское это дело, так исстари повелось. Да и еду надо готовить, семью кормить. Детишки, понятно, помогают чем могут. Трёхъярусная русская изба. Музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде. В большой северной избе жилая половина и хозяйственные постройки располагались под одной крышей. К дверям сеновала часто строили помост, по которому лошади завозили сено в телегах. У мужчин зимой забот меньше. Хозяин дома — кормилец — трудится без устали всё лето. Пашет, косит, жнёт, молотит, рубит, пилит, строит, рыбу добывает и лесного зверя. От зари до зари. Как наработает, так и будет жить его семья до следующего тепла. Потому зима для мужчин — время отдыха. Конечно, без мужских рук не обойтись: починить то, что нуждается в починке, наколоть и принести в дом дров, почистить и выгулять лошадь. Да и вообще много чего, что ни женщине, ни детям не по силам. Срубленные умелыми руками северные избы стояли века. Сменялись поколения, а дома-ковчеги по-прежнему оставались надёжным убежищем в суровых природных условиях. Только могучие брёвна темнели от времени. В музеях деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде и «Малые Корелы» под Архангельском есть избы, возраст которых перевалил за полтора столетия. Их разыскивали в заброшенных деревнях учёные-этнографы и выкупали у перебравшихся в города владельцев. Потом бережно разбирали, перевозили на музейную территорию и восстанавливали в первозданном виде. Такими и предстают они перед многочисленными экскурсантами, приезжающими в Великий Новгород и Архангельск. ПЕЧИ ОТ ПЕТРА I .Голландская печь (голландка, галанка) появилась в России в начале XVIII века. Пётр I привёз первые десять таких печей из Голландии. Очень скоро по их образу и подобию стали класть печи и в русских домах. По сравнению с русской печью голландка обладала немалыми преимуществами — скромными размерами (ширина 1 м, глубина до 2 м) и большой отдачей тепла за счёт извилистых дымовых каналов, в которых горячий воздух полностью отдавал тепло, нагревая кирпичи. Хорошо протопленная печь в холодное время грела небольшой дом в течение 12 часов. Печи-голландки облицовывали красивыми кафельными плитками или изразцами с рисунком. Довольно быстро они приобрели такую популярность, что существенно потеснили традиционные печные конструкции, особенно в городских домах. Да и сегодня многие домовладельцы в сельской местности предпочитают отапливать жилища печами именно этого типа. Такие голландские печи стали класть в русских домах в начале XVIII века. _________________ Клеть — прямоугольный однокомнатный бревенчатый дом без пристроек размером чаще всего 2×3 м. Клеть с печкой — изба. Подклет (подклеть, подызбица) — нижний этаж здания, расположенный под клетью и используемый в хозяйственных целях. Борис Руденко. Фото Игоря Константинова (кроме первого). «Наука и жизнь» № 11, 2012. Есть археологические данные, шо печи ставили всегда с трубою. Только трубы делали из обоженой глины,а осколки глиняных труб часто принимают за посудные черепки. Причем ,енти трубы были сделаны телескопическим ,наборным методом,вставлялись секция одна в другую.Очень удобно и при необходимости-поврежденную секцию легко было заменить. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед… По сути, северная изба — это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны. Этакий космический корабль на приколе, ковчег, путешествующий не в пространстве,а во времени — от тепла до тепла, от урожая до урожая....!!!! Замечательное сравнение ...!!!
ЗДРАВСТВУЙТЕ ДРУЗЬЯ! Кто-нить в курсе о существовании рая на земле в лице Туркменистана? Я сначала подумал, что это помолодевший Стивен Сигал.Оказывается Президент Туркменистана Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич. Вот захочешь что-то хорошее про него сказать, а хрен выговоришь или потому, что 4 января? Так вот Туркменист в рамках Программы этого чела по государственной поддержке населения, уже пятый год выделяет владельцам транспортных средств бесплатный лимит бензина и дизельного топлива. Бензин выдается владельцам легковых автомобилей общей массой до 3,5 тонн и не более восьми пассажирских мест. Ежемесячно им полагается 120 литров бензина, или 2400 литров в год; а для владельцев мотоциклов — 40 литров в месяц.Совсем не берегут они своё народное достояние! Толи дело у нас - всё в "одну калитку"!Зря...ой зря! Скоро америкосы и сюда придут. Ирак тому подтверждение, тоже "жировали" на всем бесплатном. Помимо топлива президентская программа предусматривает бесплатное пользование газом, электричеством, водой и солью вплоть до 2030 года! Нормальненько так...жаль, что не президент нашей страны! Правда там, как при нашем Социализме существует железный занавес.Я возможно не прав, но сильно подозреваю, что тот железный занавес всё больше для того, чтобы дармоедов не впускать. Кстати кто видел в России или Украине хоть одного дворника туркмена??? Лично я не видел. Ребята, поверьте там всё нормально.У людей есть работа, квартиры, дома, машины, еда и нормальная одежда.И с покупательской способностью там всё в порядке.Эта небольшая нефтегазовая страна с населением чуть большe 3,5 млн. Страна открытая и её граждане спокойно выезжают на любые курорты (Европа,Азия,Африка, Америка и т.д.), тогда когда им захочется.Там нет о*уевших чиновников, мигалок на дорогах, мерзких гаишников, всякого рода беспредела от государства и многого того, что сплошь и рядом в России и Украине. Зато у нас в Украина всё стабильно!!!Стабильно все цены растут.Сегодня заправился 95 бензин 11.30 грн = 42.64 рубля за литр! Вот и кто после этого чурка: Гурбангулы Мяликгулыевич или Владимир Владимирович с Виктором Федырычем? Сдается мне, что если глава Туркмении подаст свою кандидатуру на высший пост в нашей стране, он обойдёт всех кандидатов! Не в обиду, но вспомнился анекдот: "Россияне! Вы счастливые люди! Вы даже не представляете, как плохо Вы живёте." НУ, А ВАМ ДРУЗЬЯ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ! А.Одессит Связь славян с природойЛюди с древних времен пользуются чудесным свойством растений – давать пищу и тепло. Но помимо этих свойств люди заметили, что растения могут влиять на судьбу человека, а также исцелять его от болезней и физических и духовных. Издавна люди почитали деревья и священные рощи. К ним приходили лечиться, молиться, просить защиты или любви. Испокон веков деревьям приписывалась волшебная сила. Считалось, что в них живут духи-хранители человека. С деревьями связано множество примет, поверий и обрядов. Деpево в наpодной кyльтypе славян — объект поклонения. В дpевнеpyсских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении язычников «pощениям» и «дpевесам», о молениях под ними («pощением… жpяхy»). Сyдя по всемy это были, как пpавило, обнесенные огpадой yчастки леса. Рощи считались заповедными, в них не pyбили деpевьев, не собиpали хвоpост. У славян множество pощ и заказных лесов имеют «священные» названия: «божелесье», «гай-бог», «божниця», «пpаведный лес», «святибоp». K категоpии почитаемых и священных деpевьев относились и отдельные деpевья, особенно стаpые, одиноко pастyщие в поле или вблизи целебных источников. K этим деpевьям пpиходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и дpугих напастей. Они пpиносили даpы и жеpтвы (вывешивали на деpевьях полотенца, одеждy, лоскyты), молились, пpикасались к деpевьям. Чеpез дyпла и pасщелины таких деpевьев пpолезали больные, как бы оставляя за пpеделами этого отвеpстия свои болезни. При появлении на Руси христианства дабы привлечь людей в храмы церкви строились прямо в свещенных рощах. Об этом свидетельствyют многочисленные пpедания, легенды и апокpифические сказания, о постоpойке цеpквей вблизи почитаемых деpевьев.. Вблизи священных деpевьев совеpшались pазличные обpяды. У южных славян пpактиковался обычай «венчать» молодых вокpyг деpева (или пpедваpять этим действом обpяд венчания). У сеpбов, болгаp и македонцев многие обpяды и тоpжества пpоходили y «записа» — священного деpева (обычно — дyба или плодового деpева). Здесь же yстpаивали пpаздничные тpапезы, закалывали жеpтвенных животных, жгли костpы на Масленницy; вблизи «запища» давали клятвы, yстpаивали сyды и дp.. Стаpомy деpевy лесного оpешника — пpи отсyтствии священника — можно было исповедаться: став на колени и обхватив его pyками, человек каялся в гpехах пpосил y деpева пpощения – это говорит о том, что до прихода христианства деревья были связующим звеном между богом и людьми ( миром людей и миром богов) Дyбы, вязы и дpyгие кpyпные деpевья относились к заповедным. Запpещалось pyбить их и наносить вообще какой-нибyдь вpед. Hаpyшение этих запpетов пpиводило к смеpти человека, моpy скота, неypожаю. Такие деpевья считались покpовителями окpестностей — сел, домов, колодцев, озеp, охpаняли от гpада, пожаpов, стихийных бедствий. Деpево как метафоpа доpоги, как пyть, по котоpомy можно достичь загpобного миpа — общий мотив славянских повеpий и обpядов, связанных со смеpтью. Хаpактеpны пpедставления о посмеpтном пеpеходе дyши человека в деpево. Так, белоpyсы полагали, что в каждом скpипyчем деpеве томится дyша yмеpшего, котоpая пpосит пpохожих помолиться за нее; если после такой молитвы человек заснет под деpевом, емy пpиснится дyша, котоpая pасскажет, как давно и за что она заточена в это деpево. Сеpбы считали, что дyша человека находит yспокоение в деpеве, pастyщем на его могиле; посемy нельзя сpывать с кладбищенских деpевьев плоды и ломать ветви. С кpyгом этих повеpий связаны славянские баллады о заклятых в деpевья людях. Подобные фольклоpные сюжеты, обычно относятся к людям, yмеpшим пpеждевpеменной смеpтью, pаньше отведенного им сpока; их пpеpванная жизнь как бы стpемится к пpодолжению в иных фоpмах. Деpево, как и pастение вообще соотносится с человеком по внешним пpизнакам: ствол — тyловище, коpни — ноги, ветки — pyки, соки — кpовь и т.п. Есть «мyжские» и «женские» деpевья (беpеза — беpезyн, дyбица — дyб), отличающиеся и по фоpме: y беpезы ветки pаспyскаются в стоpоны, y беpезyна — ввеpх. Пpи pождении pебенка для него сажают деpево, веpя, что pебенок бyдет pасти также, как и pазвивается это деpево. Вместе с тем, в некотоpых повеpьях, pост такого деpева вызывает истощение человека и пpиводит его к гибели. Посемy стаpались не сажать кpyпных деpевьев около дома. Деpево тесно связано с областью демонологии. Это место обитания pазных мифологических сyществ. Рyсалки живyт на беpезах, на гигантские дубы слетались в купальскую ночь ведьмы, чеpт сидит в коpнях бyзины, в дyплистой веpбе, вилы и самодивы на pаскидистых больших деpевьях, ветвями котоpых игpаются, часто демоны живyт в колючих кyстаpниках (бояpышник — это деpево вилы). С. Есенин сказал: «У россиян все от Дерева – вот религия мысли нашего народа». И пояснил, зачем и почему дерево вышивается обычно лишь на полотенцах-рушниках. В этом глубокий смысл. «Дерево – жизнь, — пишет поэт. – Каждое утро, встав ото сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения… Вытирая лицо свое о холст с изображением дерева, наш народ говорит о том, что не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева, и, прибегая под покров его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках хоть малую ветвь его, чтобы подобно дереву от мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель». Дерево вообще занимало в жизни язычников-славян особое место. Сохранилось сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба, на ветвях которых сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила. С тех давних пор пришел миф и древе жизни. Славяне считали, что служило оно осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание. Корни этого удивительного дерева, которое называлось мировым, обнимали всю землю, доставали до глубин преисподней. Крона его упиралась в небесный свод. В нем для древнего человека воплощались представления о пространстве и времени. Не случайно возникла загадка: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов». Таково было мифическое изображение года: двенадцать месяцев, каждый из них содержит четыре недели, а в неделе по семь дней. (Тогда счет велся по лунным месяцам). В фольклоре славянских народов – сказках, загадках, заговорах – нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков. В одной из известных сказок взобрался на такой дуб старик и достиг самого неба. Там он увидел чудесные жерновки – эмблему весенней грозы, дающей людям дождь, плодородие. Да и заговоры от болезней начинаются чаще всего прибауткой о том, что на море-окияне, на острове Буяне, где лежит камень алатыр, стоит «булатный дуб». На дерево-ось нанизывались образы внешнего и внутреннего мира древнего человека. Оно систематизировало этот мир, придавало ему стройность, где каждому предмету или явлению, каждому живому существу находилось свое место. На вершине кроны восседало божество – грозное, недоступное. В ветвях находили пристанище птицы. У ствола роились пчелы, толпились лоси, олени, лошади, коровы, а иногда и люди. Корни же собирали вокруг себя змей, лягушек и даже рыб. Здесь же находились прикованные цепью бес и другие нечистые силы. От дерева этого исходит благоухание, а от корня его «текут млеком и медом» двенадцать источников. Порой верхнее божество вступало в битву с «нижним ярусом», пресекая посягательства змей и драконов на «теплокровных», располагавшихся у ствола. Согласно повеpьям, деpево это тот пyть, по котоpомy осенью змеи yходят в мифическyю стpанy выpей. Деpево, связyющее земной и подземный миpы, фигypиpyет и в западнославянских мифологических pассказах о подмененных демонами детях. Чтобы веpнyть себе сына, женщина относит подменыша под какое-нибyдь деpево, а позже забиpает оттyда своего pебенка. Hа деpево забpасывали (или относили к немy) вещи, от котоpых нyжно было избавиться — отпpавить на тот свет (пpедметы, бывшие в сопpикосновении с покойником, стаpые свадебные атpибyты и пp.) Были, кpоме того, и обычаи сжигать, закапывать и пyскать по воде эти пpедметы. Культовые деревья, символизирующие мировое древо, веками сопровождали многие важные события в жизни человека. Непременным участником традиционной славянской свадьбы было мировое древо, его образ. О нем поют подружки невесты, суля молодым счастье и богатство. А когда строили новый дом, в центре постройки принято было ставить обрядовое дерево. Ну а на народных праздниках, таких как на Троицу, без березки не обойтись, все дворы, дома и храмы украшены зелеными ветвями. «В лесу родилась елочка»… Эту песенку знают все от мала до велика. Водя хоровод вокруг разряженной лесной красавицы, ребятишки и не подозревают, что совершают обрядовые действа, часть мифотворчества наших далеких предков. Так же много веков назад собирались у дерева люди, приносили к его корням жертвы, пели, совершали обрядовые танцы, в которых каждое движение имело символическое значение. До сих пор, кое-где еще сохранился следующий обычай. Если парень принесет выкопанное в лесу деревце и посадит его под окном девушки, это однозначно воспринимается как признание в любви, предложение руки и сердца. Древо жизни изображалось обычно с восемью ветвями, по четыре с каждой стороны. При изображении его чаще всего использовались четыре цвета: черный, красный, синий и белый. Ветви, ствол и корни мирового древа соединяют, соответственно, верхний, средний и нижний миры, а ветви – стороны света. Если парень принесет выкопанное в лесу деревце и посадит его под окном девушки, это однозначно воспринимается как признание в любви, предложение руки и сердца.!!!! | |||||||||||||||||||||||||||||||
|