Главная » 2011 » Май » 20 » Океан мудрости в капле притчи.
15:45
Океан мудрости в капле притчи.
Океан мудрости в капле притчи (Тюренков Сергей).

От автора-составителя.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Разрешите представить на ваш суд этот скромный сборник
притч с моими немногословными комментариями к каждой из них. В появлении на
свет этой книги я сыграл не совсем обычную для себя роль автора-составителя.
Автора - потому что подписи под притчами, составляющими этот сборник,
сделаны мной. В них раскрывается одна из сторон многогранного кладезя
мудрости, заложенного в этих кратких, но емких повествованиях. Сами же
притчи являются творением тысячелетних цивилизаций и в них сконцентрирована
такая сила мысли, что если бы ее можно было перевести в энергию, мировой
топливно-энергетический кризис тихо скончался бы раз и навсегда.
По разнообразию передаваемой информации и концентрации
вековой мудрости притча напоминает большую и искусно сделанную матрешку. Под
смыслом, который лежит на поверхности, скрывается другой - не такой
очевидный. За ним третий, четвертый и так далее. Чем больше у человека
развито восприятие - тем более глубоко сокрытую мудрость он сможет открыть в
тексте даже самой простой на первый взгляд притчи.
К составлению этого сборника меня подтолкнул тот факт, что
до сих пор все сборники притч, а также их изложение в произведениях
различных авторов давалось только в виде текста. Дескать, вот вам море, в
нем водится рыба - ужинайте. У меня возникло желание показать читателю не
только море, но и дать ему в руки удочку. Хотелось бы, чтобы читатель не
просто с интересом окунулся в мудрость тысячелетий, но и задумался над
смыслом каждой прочитанной истории. При этом я старался давать ключики к
тому смысловому содержанию, которое не лежит на поверхности. Иногда это
будет очень глубокий пласт мудрости, а иногда почти лежащий на поверхности.
Необходимо помнить, что мной дается только один из множества ключей -
постарайтесь найти хотя бы часть остальных.
Между притчами я вставил высказывания мудрых и великих
людей. В одной такой фразе нередко заключается больше смысла, чем в целой
книге. Некоторые из этих высказываний имеют непосредственную смысловую связь
с притчами, расположенными поблизости, другие же никак с ними не увязаны. В
любом случае, так вам интереснее будет впитывать мудрость тысячелетий.
Начав читать этот сборник, вы поймете, что какой-либо
систематизации в нем попросту нет. Происхождение каждой притчи отмечено, но
в блоки по принадлежности они не сгруппированы. Это было сделано намеренно,
для того, чтобы дать возможность читателю осознать простую мысль: не важно -
к религиозным или к народным относятся притчи, современные они или древние
как Гималаи.Притча всегда откровение свыше, облеченное в несовершенную
словесную форму. Ее истинная глубина и сила мысли, в ней заложенная,
зачастую скрыта от самого автора (если это конечно конкретный человек, а не
народ, веками отшлифовывавший драгоценный камень притчи).
На полках книжных магазинов полно пухлых томов самой
разнообразной тематики, в которых содержание неизмеримо мало в сравнении с
объемом текстовых наслоений. Притчи являются одним из немногих примеров
того, как смысловое содержание многократно превышает текстовку. В них
мировая мысль втискивается в филигранно выточенные рамки нескольких мудро
подобранных слов - как в маленьком семечке заложено большое и красивое
дерево. Попробуйте себя в роли садовода, который видит в семечке скрытый
потенциал и знает, как поддержать росток в стремлении ввысь.
Поверьте, оно того стоит.


"Желание высказаться почти всегда бывает сильнее, чем желание чему - нибудь
научиться."
Д.И.Писарев
Мечты

Русская притча

Бедный мужик, идучи по чисту полю, увидал под кустом зайца,
обрадовался и говорит:
- Вот когда заживу-то! Возьму этого зайца, убью да продам за
четыре алтына. На те деньги куплю свинушку, она принесет мне двенадцать
поросеночков. Поросятки вырастут, принесут еще по двенадцати. Я всех
приколю, амбар мяса накоплю, мясо продам, а на денежки дом куплю да сам
оженюсь. Жена родит мне двух сыновей - Ваську да Ваньку. Детки станут пашню
пахать, а я буду под окном сидеть да порядки давать: эй вы, ребятки, крикну,
Васька да Ванька, шибко людей на работу не туганьте, видно сам бедно не
живали!
Да так-то громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал, а
дом со всем богатством, с женой и детьми вместе с ним!

стремление к цели в действии

"Когда по голым душам свищет хлыст
Обмана, унижений и растления,
То жизнь сама в себе имеет смысл:
Бессмысленного, но сопротивления."

И.М. Губерман
Будьте светом для самих себя


Буддийская притча

Рано утром Гаутама Будда сказал своим ученикам:

- Сделано больше, чем достаточно. Это тело достигло своей полноты и ему
нужен отдых.

Он огляделся по сторонам и увидел два очень красивых и высоких дерева. Они
стояли рядом, как близнецы.

- Я умру здесь, - сказал Будда и указал место.

Ученики не сразу поняли, что имеет в виду Мастер. Потом они столпились
вокруг него и стали причитать и плакать.

Будда сказал им:

- Не надо плакать. Плакать вы сможете потом, когда меня не будет с вами. А
сейчас садитесь тихо и наблюдайте, будьте осознающими. Это даст вам опыт,
ибо Будды умирают редко. Прежде, чем я уйду, если у вас есть какие-либо
вопросы, задайте их.

Но ученикам было не до вопросов, и они ответили:

- Больше сорока лет мы задавали тебе вопросы, этого достаточно. Ты показал
нам Путь, и мы будем следовать ему.

Лишь Ананда спросил:

- При жизни ты не позволял записывать ни одного твоего слова. Но после твоей
смерти разреши нам записать то, что ты говорил. Слова, произнесённые тобой -
чистое золото, и их необходимо сохранить для будущих поколений.

На это Будда сказал:

- Можешь записать их, но с одним условием. Каждая запись, составленная из
моих слов, должна начинаться так: "Я слышал, что Гаутама Будда говорил..."
Ты просто расскажешь, что ты слышал. Никогда не начинай так: "Так говорил
Будда".

После этого Ананда неожиданно спросил:

- Скажи мне, наконец, кто же я? Я прожил возле тебя 42 года, другие
приходили, становились просветлёнными и уходили, а я до сих пор не
просветлён. И вот ты уходишь.

Будда сказал:

- Не беспокойся, как только я оставлю тело, в течение 24 часов ты станешь
просветлённым.

Ананда сказал:

- Мне непонятна такая арифметика, 42 года с тобой не принесли мне
просветления, а 24 часа без тебя - и я стану просветлённым!

Будда рассмеялся и сказал:

- Ананда, из-за того, что я был так близок, ты начал считать меня чем-то
само собой разумеющимся. Только разлука, только моя смерть сможет пробудить
тебя. Меньше, чем это, не подействует на тебя. Я испробовал всё, но ты
полагал, что я как брат твой, Позабочусь и о твоём просветлении. Много раз
это могло случиться, но ты упускал...

Сказав это, Будда закрыл глаза. Видя приближение его кончины, Ананда
спросил:

- Как должны мы поступить с телом Совершенного?

Будда ответил:

- Не заботьтесь, Ананда, о почестях, которые воздадутся телу Совершенного.
Заботьтесь более о святости; помышляйте о ней, живите в ней неизменно,
живите в святом рвении, стремясь к совершенству. Есть, Ананда, между людьми
благородными, браминами и горожанами, люди мудрые, верующие в Совершенного,
они и воздадут почести моему телу.

И тогда Ананда задал последний вопрос:

- Какова твоя последняя весть? Будда открыл глаза и сказал:

- Забудьте обо мне, будьте светом для самих себя. Кто обрящет свет и
прибежище в истине и не станет искать их ни в чём ином, кроме самого себя,
тот будет истинным учеником моим, вступившим на истинный путь.

Он закрыл глаза и, помолчав, произнес:

- Я сделал первый шаг - я больше не тело; я сделал второй шаг - я больше не
ум; я сделал третий шаг - я больше не сердце; я сделал четвертый шаг - я
вошёл в свое сознание!

После смерти Будды его тело сожгли, а прах был разделён между многими
князьями и знатными горожанами. Каждый из них воздвиг ступу (памятник мощей)
и учредил праздник. На эти праздники приносили горы цветов, совершались
омовения и устраивались фейерверки. Монашескую общину это празднество не
касалось.

Но буддизм был недолго религией без Бога. Богом стал сам Будда. В храмах
появились его изваяния. Сидящий на цветке лотоса с неподвижным казённым
лицом, как непохож стал он на того юношу, который окунулся в бездну
страданий ради познания Истины и на того старца, который предостерегал:
ищите Истину и не поклоняйтесь тем, кто её открыл.

ценно не внешнее
"Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью"
Лев Николаевич Толстой
Защита

Ведическая притча

Как-то раз Кришна спокойно обедал у себя дома. Царица Ракмини, его жена,
сама подавала ему еду. Вдруг Кришна вскочил из-за стола и побежал через сад
на улицу. Взволнованная и недоумевающая Ракмини выбежала вслед за ним. На
полпути она встретила мужа, он возвращался домой. Войдя в дом, он спокойно
сел за стол и как ни в чем не бывало, продолжил трапезу. Ракмини спросила
его:

- Что произошло? Почему ты так неожиданно прервал обед и побежал на улицу?

Кришна ответил:

- Я почувствовал, что один из моих учеников нуждается в помощи, все его
существо притягивало меня. Жители деревни бросали в него камни и оскорбляли
его. Он же стоял беззащитный и молился.

Ракмини удивленно спросила:

- Так почему же ты вернулся?

- Сначала, когда он стоял беззащитный перед людьми, которые ему угрожали,
все Бытие стало на его защиту. Но когда он не выдержал и поднял камень в
ответ, я понял, что он решил полагаться только на свои силы.

все - ты
"Подавляющая часть людей более способна к великим делам, нежели к добрым"
Шарль Монтескье
Бабочки и огонь

Персидская притча

Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня.
Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:

- Огонь светит.

Другая подлела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:

- Он жжётся!

Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала
то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.

Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий
молчит, а говорящий не знает.

полезнее та лошадь, которая везет, а не та, что красуется в конюшне

Если каркает ворона

Татарская притча

Три путника шли по дороге мимо кладбища. И в это время над их головами
каркнула ворона. Первых путник воскликнул:

- Ворона каркнула в мою пользу!

Второй путник возразил:

- Нет! В мою!

Третий тоже кричит:

- В мою пользу!

Спорили-спорили - поссорились. Пошли к деревенскому судье. Тот выслушал их и
говорит:

- Приходите через неделю. Я посмотрю старинные книги и решу, в чью пользу
каркнула ворона.

Разошлись спорщики. Но каждый из них решил подкупить судью.

Вот первый путник поджарил дома двух гусей и несёт их судье. Тот гусей взял
и говорит:

- Молодец! Умница!

Второй путник отнёс судье двух жареных уток. Судья и у него взял подарки с
удовольствием.

А третий путник стоял около своего дома недалеко от конторы судьи и всё
видел.

Вот вечером судья идёт с работы домой с гусями и утками в руках, видит
третьего спорщика и спрашивает его:

- А ты почему не зайдёшь ко мне?

Третий спорщик отвечает:

- А я уже знаю, в чью пользу каркала ворона!

- В чью же?

- В вашу, судья-эфенди!

всегда в его
"Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе
дурака, которому ты его сказал"
Шарль Луи Монтескье
Нили

Восточная притча

Кто-то разузнал, что Нили не только даёт своим ученикам упражнения, и
музыку, и зрелища, но и поощряет чтение книг и собрания в экзотических
местах.

Этот критик сказал мудрецу:

- Я уж забыл, сколько лет вы боретесь против подобной поверхностности и мишуры! Теперь же я нахожу, что вы сами используете это в своём так
называемом учении. Немедленно прекратите эту практику или объясните её мне.

Нили ответил:

- Я не обязан ни отказываться от неё, ни объяснять её, но я рад рассказать
вам о ней. Вот причина. Я даю упражнения людям, которые могут понять, для
чего они. Большинство людей этого не понимает, и они подобны человеку,
который пришёл в харчевню и влюбился в кухарку вместо того, чтобы есть суп.
Люди неверно воспринимают музыку, поэтому я лишаю их музыки до тех пор, пока
они не смогут извлекать из неё пользу, а не забавляться ею. Пока они не
знают, для чего нужна музыка, они потребляют её подобно людям, согревающим
свои руки у огня, на котором можно было бы приготовить что-нибудь съестное.
Что касается окружающей обстановки, то определённые её виды культивируются
эстетами, которые, таким образом, лишают самих себя дальнейшей ценности и
учат других останавливаться прежде, чем те получат что-нибудь действительно
стоящее. Они подобны людям, которые, отправившись в паломничество, только и
могут думать о числе сделанных шагов. Что касается упражнений, то давать их
любому сколько-нибудь больше, чем позволить читать книги, я не могу, пока он
не усвоит, что есть нечто более глубокое, чем поверхностность, когда вдыхают
аромат плода и затем забывают, что он здесь, чтобы быть съеденным. Никто не
возражает против вдыхания аромата, но все скоро умрут, если откажутся есть.

дифференциация
"Человек должен иметь силу быть самим собой"
Элиас Канетти
Две тени

Даосская притча

Одна тень спросила у другой:

- Почему мы так непостоянны? Раньше двигались, а теперь почему-то
остановились, раньше сидели, а теперь почему-то встали?
- Может быть, мы так поступаем в зависимости от чего-то? - ответила другая
тень. - А может быть, мы так поступаем в зависимости от чего-то, зависящего
ещё от чего-то? Завишу ли я от чешуи змеи, от крыла кузнечика? Как знать,
почему это так? Как знать, почему это не так?
всепроникаемость взаимозависимости
"Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши
сегодняшние сомнения"
Франклин Рузвельт

Новые изобретения

Хасидская притча

- Учиться можно, глядя на любую вещь, - сказал однажды рабби своим
хасидам. - Всё в этом мире существует, чтобы наставлять нас. Не только то,
что сделал Господь, но и то, что сделали люди, умудряет нас.

- Чему же нас учит, например, - спросил один хасид с сомнением, - железная
дорога?

- Что, опоздав на миг, можно упустить все.

- А телеграф?

- Что каждое слово учитывается.

- А телефон?

- Что там слышат, что мы говорим здесь.

во всем
Проявлять уже присутствующее - вот единственное, над чем можно трудиться.
Проявить - значит из дробности создать целостность, которая преодолеет и
уничтожит разброд.
Антуан де Сент-Экзюпери
Зрелая душа

Индийская притча

Ученики спросили однажды Фарида:

- Говорят, что Иисус не испытывал физической боли на кресте, когда его
распинали.Как это может быть? Говорят, когда Мансуру отрубили руки и ноги,
он улыбался. Когда ему выкололи глаза, то на его лице не отразилось ни каких
мук боли. Как это возможно?

Фарид сорвал с дерева зеленый орех, протянул его ученику и сказал:

- Расколите орех так, чтобы не повредить сердцевины.

Ученик ответил, что это невозможно. Фарид спросил:

- А у спелого ореха возможно отделить скорлупу, не повредив ядро?

- Со спелым орехом нет никаких проблем, - ответил ученик.

- Всё правильно, - сказал Фарид. - Но ведь ты сам дал ответ на свой вопрос.
У большинства людей душа полностью срослась с телом. Если наносят раны телу,
то ранят и душу. Но есть и другие люди; их душа настолько свободна, что
имеет тело, как оболочку. Повреждая их тело, невозможно нанести урон их
душам. Иисус и Мансур были людьми, подобными спелому ореху.

в стремлении к себе

"Есть таинственная связь между трудным и ценным"

Хорхе Анхель Ливрага
Баранья голова

Притча про Насреддина

Отец дал маленькому Насреддину деньги и велел купить варёную баранью голову.
Насреддин купил варёную голову, но на обратном пути съел всё мясо и положил
перед отцом обглоданный бараний череп.

- Сынок, какая странная голова, а где у неё уши? - удивился отец.

- Бедняга был глухой, - ответил Насреддин.

- А где у неё глаза?

-Несчастный был слеп.

- И кожи на ней не было?

- Что поделаешь, баран был чахоточный.

- Тогда зачем же ты потратил деньги и купил эту голову?

- Уж очень хороши были зубы!

учение для толпы - бараньи зубы
"Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет
спокойный, отказавшийся от победы и поражения"
Будда
День Рождения Бога

Притча неизвестного происхождения

Одному искателю Истины приснилось однажды, что он попал в рай. Он увидел там
толпы людей. Поинтересовавшись, что происходит, он узнал, что сегодня День
Рождения Бога. Искатель благодарил свою судьбу: наконец-то его жажда
лицезреть Бога будет удовлетворена!

Он встал на краю дороги вместе с остальными людьми в ожидании. Показалась
пышная процессия. Впереди ехала важная персона на красивом коне. За ним
следовала многочисленная свита из тысяч последователей. Искатель шёпотом
спросил своего соседа:

- Это Бог?

- О нет! - ответил человек. - Это Кришна.

Не успела пройти первая процессия, как показалась следующая.

- Это Бог? - вновь спросил искатель.

- Нет, это Мохаммед и его окружение, - был ответ.

Процессии шли одна за другой нескончаемой чередой: Будды, Христа и многих
других великих пророков.

- Когда же придёт Бог? - удивился искатель Истины.

Толпа заметно поредела. Уже не звучали фанфары. Искатель устал. Наконец на
улице кроме него никого не осталось...

И тут появился скромный благообразного вида старичок на белом коне. Его не
сопровождал никто...

Искатель с интересом последовал за ним, его осенило: "Это, должно быть, и
есть Бог! Никто так не одинок, как Бог в огромной Вселенной!"

Он подошёл ближе и спросил:

- Если ты Бог, почему ты так одинок?

От этих слов глаза Бога наполнились слезами, и Он сказал:

- Все люди разделились между теми, кто прошёл здесь до меня. И никто не
остался со мной, ибо со мной может быть только тот, кто не следует ни за
кем.

следовать за ним
"Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда
нас ожидает Бог"
В. Гейзенберг

Великий и понятный

Историческая притча

Эйнштейн однажды написал Чарли Чаплину:

- Ваш фильм "Золотая лихорадка" понятен во всём мире, и Вы непременно
станете великим человеком.

На что Чаплин ответил:

- Я Вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не
понимает, а Вы все-таки стали великим человеком.

стремление к непонятному

"Пусть мысли, заключённые в книгах будут твоим основным капиталом, а мысли,
которые возникнут у тебя самого, процентами на него"

Фома Аквинский
Полная банка

Современная притча

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую
стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в
диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс
её.

Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор
спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку.
Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё
закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот
раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он ещё вытащил две баночки пива и вылил их в банку до
последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это
важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что
необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если
всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали
важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы
разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время
и всю энергию за мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь
тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время
супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать,
заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде
всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши
приоритеты: остальное - это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет
пиво?

Профессор улыбнулся.

- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать
вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок
пива.

стремление к истине
"Многие расплачиваются за поступки, которых у них не хватило решимости
совершить"
Веслав Брудзиньский
Байазид Бистами

Суфийская притча

Байазид, один из величайших суфийских Мастеров, будучи ребёнком, приходил к
Учителю. Ни о чём не говоря и не спрашивая, он тихо садился и смотрел на его
лицо, а через некоторое время также тихо удалялся.

Через 12 лет впервые Учитель заговорил с ним:

- Сын мой, видел ли ты на полке книгу?

И он сказал, как она называется. Байазид ответил:

- Я никогда не смотрел по сторонам и не имею понятия, где какие лежат книги.
Моей единственной целью было просто сидеть напротив Вас, смотреть на Ваше
лицо и впитывать Вашу безмолвную силу духа.

После этих слов Учитель сказал:

- Сын мой, ты принят!

Такое отношение к претенденту в ученики может показаться слишком суровым, не
гуманным. Но эта тактика позволяет отсеять любопытных и недостаточно зрелых.
Мастер не станет спрашивать: "Кто ты? Какая у тебя цель?" Любопытный человек
не имеет места в мире религии. Весь мир в его распоряжении, но только не
вопрос познания Истины.

жесткий подход не всегда оправдан
"Подлинная наука не отрицает ни человека, ни Бога, ни всеобщую гармонию.
Знание не противоречит Мудрости, оно - лишь доступная ее форма"
Хорхе Анхель Ливрага
Бог, который забывает грехи

Христианская притча

К одной старой женщине в селе явился Бог.

Она рассказала об этом батюшке, который, заботясь о духовном устроении своей
прихожанки, сказал ей:

- Если Бог явится вам в следующий раз, попросите Его рассказать вам о моих
грехах, которые лишь Ему одному известны. Это будет достаточным
доказательством того, что именно Бог, а не кто-то другой является вам.

Женщина пришла через месяц, и священник спросил, являлся ли ей Бог снова.
Она утвердительно кивнула.

- Вы задали Ему вопрос?

- Да, задала.

- И что Он сказал?

- Он сказал: "Скажите своему священнику, что Я забыл его грехи".

- Действительно, это был Бог - сказал батюшка

забудь и иди

"Из жемчуга молений я четок не связал,
И праха прегрешений с лица я не стирал,
Надеюсь на спасенье лишь потому,
Что я Единого ни разу двумя не называл"

Омар Хайям
Забирайте своё себе

Буддийская притча

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили
противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и
учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы
были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова
Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

- Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им
кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют
меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим
людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В
наступившей тишине Будда повернулся к ним:

- Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность
высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:

- Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?

- Вы - свободные люди, и то, что вы сделали - ваше право. Я на это не
реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто
не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений.
Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы
задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей
приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал
им: "Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим
благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой
пищу". Теперь я спрашиваю вас: "Что они должны делать с тем, что я не принял
и вернул им назад?"

Один человек из толпы сказал:

- Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим
детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

- Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не
принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны
забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так
что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.

самодостаточность
"Чтобы чему-нибудь научиться, необходимо всегда спрашивать и никогда не
верить на слово"
Сардоникус
Взглянуть на небо

Хасидская притча

Однажды, глядя из окна на рыночную площадь, Нахман увидел одного из своих
последователей, некоего Хайкеля. Тот куда-то спешил. Он окликнул его и
пригласил в дом.

- Скажи, Хайкель, - спросил он, - видел ли ты небо сегодня?

- Нет, рабби.

- А улицу, Хайкель, улицу ты видел сегодня утром?

- Да, рабби.

- Расскажи мне, что ты видел.

- Ну... людей... лошадей... телеги... кареты. Торговцев - они размахивают
руками. Шумят и бранятся крестьяне. Мужики, бабы бегают взад и вперед... Вот
что я видел.

- Эх, Хайкель, Хайкель, - покачал головой рабби Нахман, - и через пятьдесят,
и через сто лет здесь будет улица вроде этой. И другой рынок вроде этого.
Другие экипажи будут возить других купцов, и они будут торговать другими
лошадьми. Но ни меня, ни тебя уже не будет. Вот я спрашиваю тебя, Хайкель,
какой прок в твоей беготне, если у тебя нет времени взглянуть в небо.

необходимость очиститься от шелухи
"Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения"
Конфуций
Идеальный верблюд

Восточная притча

Много лет тому назад четверо учёных путешествовали с караваном через пустыню
Кавир. Вечером они все вместе сидели у большого костра и делились
впечатлениями. Все они восторгались верблюдами. Поистине непритязательность
верблюдов, выносливость, сила и непостижимое терпение изумляли.

- Мы все владеем пером, - сказал один из них. - Давайте напишем или нарисуем
что-нибудь в честь верблюда и прославим его.

С этими словами он взял пергаментный свиток и направился в шатёр, где горела
лампа. Через несколько минут он вышел и показал своё произведение друзьям.
Он нарисовал верблюда, встающего после отдыха. Рисунок так хорошо удался,
что верблюд казался живым. Второй вошёл в шатер и вскоре вернулся с кратким
деловым очерком о тех преимуществах, которые приносят верблюды каравану.
Третий написал очаровательное стихотворение. Наконец, четвёртый отправился в
шатёр и попросил его не беспокоить.

Прошло несколько часов, огонь в костре давно погас, и друзья уже заснули, а
из слабо освещённого шатра всё ещё доносился скрип пера и монотонное пение.
Напрасно друзья ждали своего товарища целых три дня. Шатёр спрятал его так
же надёжно, как земля, что сомкнулась за Аладдином.

Наконец, на пятый день, наиприлежнейший из всех прилежных вышел из шатра.
Чёрные тени обрамляли его глаза, щёки впали, подбородок оброс щетиной.
Усталой походкой и с кислым выражением лица, будто съел зелёных лимонов, он
подошёл к друзьям и с досадой бросил перед ними связку пергаментных свитков
на ковер. На внешней стороне первого свитка было написано крупными буквами
во всю ширь: "Идеальный верблюд, или Верблюд, каким ему надлежит быть".

не усовершенствовать совершенное

"""
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас
выбирать дорогу"
О'Генри
Древо спокойствия

Даосская притча

- О, Учитель, в чём корни спокойствия? - спросил пытливый ученик.

- Корни Спокойствия - в безопасности. Если человеку не грозят смерть или
болезни - он спокоен, - отвечал Мудрейший.

- О, Учитель, из чего состоит ствол Спокойствия? - спросил самый умный
ученик.

- Ствол Спокойствия - это правильная картина мира, составленная из верных
помыслов и лишённая страстей, - сказал Мудрейший.

- О, Учитель, а куда простираются ветви Спокойствия? - спросил любимый
ученик.

- Ветви Спокойствия простираются к близким по духу людям, - ответил
Учитель, - ибо живущие со Спокойствием обретают Спокойствие.

семечко

"Бытие твое - миг жизни высшей, иной,
Опьяненье твое - от лозы неземной,
Погрузись с головой в воротник размышлений!
Твоя длань - продолжение длани другой"

Омар Хайям

Без привязанности

Дзэнская притча

Китано Гелеко, аббату из храма Эйхей, было 92 года, когда в 1933 году он
умер. Всю жизнь он старался прожить без привязанностей. Странствующим нищим,
когда ему было 20 лет, он встретился с путником, курящим табак. Они вместе
шли по горной дороге, а затем остановились отдохнуть под деревом. Путник
предложил Китано закурить, и тот согласился, так как был голоден.

- Как приятно курить, - заметил он.

Путник дал ему лишнюю трубку и табак, и они закурили вместе. Китано
почувствовал: "Такое удовольствие может разрушить медитацию. Пока это не
зашло далеко, надо остановиться". И он выбросил трубку и табак.

Когда ему было 23, он изучал И-Цзин, мудрейшую доктрину о вселенной. Была
зима, и ему нужна была теплая одежда. Он написал об этом своему учителю,
который жил за сотни миль от него, и отдал письмо для передачи путнику.
Прошла почти вся зима, но он не получил ни ответа, ни одежды. Тогда Китано
прибег к предсказаниям И-Цзин, которая также учила искусству гадания, чтобы
определить, было ли доставлено письмо. Он обнаружил, что письмо его
затерялось. В полученном вскоре письме от учителя не было никаких упоминаний
об одежде.

"Если я стану заниматься предсказаниями по И-Цзин, может пострадать моя
медитация", - почувствовал Китано. Он отказался от этого удивительного
учения и никогда больше не прибегал к его мощи.

Когда ему было 28, он начал изучать китайскую каллиграфию и поэзию. Он
быстро совершенствовался и стал так искусен в этих областях, что его учитель
гордился им. Китано задумался: "Если я не остановлюсь, я стану поэтом, а не
учителем Дзэн."

И он никогда больше не написал ни одного стихотворения.

чувство Пути


"В сердце каждого человека хранится одно правдивое послание, но оно
погребено под обрывками обветшалых книг. В сердце каждого человека звучит
один правдивый напев, но его заглушают распутные песенки и буйные крики.
Тот, кто предан учению, должен отмести все внешнее и в круговороте бытия
узреть изначальное. Только тогда он поймет, что в жизни есть нечто
подлинное"

Конфуций
Вы должны испытать это

Индийская притча

К Рамакришне однажды пришёл знаменитый ученый, и тот спросил его:

- Я слышал, что вы создали общество интеллектуалов в Калькутте и весь цвет
общества входит в ваш кружок. Не могли бы вы сказать мне, почему вы верите в
Бога и любите Его?

Учёный тут же перечислил десяток причин, по которым он верит в Бога. Слушая
его, Рамакришна тихо смеялся над каждой из них. Его ученикам было неловко.
Ведь все эти причины были так логичны, а учёный был очень известным
человеком. К тому же Рамакришна ничего не отвечал, а только тихо смеялся.

Учёный, закончив перечислять аргументы, спросил:

- Этого достаточно?

В ответ Рамакришна сказал:

- По причине всего этого вы верите в Бога? Но все эти доводы можно
оспаривать; логик посильнее вас разрушит все ваши доказательства. Я
необразованный человек, однако, понимаю, что в мире нет аргумента, на
который нельзя было бы найти контраргумент. Лично у меня нет никаких
доказательств. Но я уверен! Я уверен так же, как человек, у которого есть
глаза. Нет никаких причин для этой уверенности. Доказательства нужны только
тому человеку, который не видит свет. И никакие аргументы ему не помогут.
Так что не сердитесь, и не обижайтесь, пожалуйста. Я хочу сказать вам:
забудьте все эти аргументы! Вы должны испытать это, прийти к этому!

видеть, а не смотреть

"Тот, кто остаётся верен своей религии только потому, что он был в ней
воспитан, имеет столько же оснований гордиться своим христианством или
мусульманством, сколько тем, что не родился слепым или хромым. Это -
счастье, а не заслуга."


Дени Дидро

Вверх дном

Притча про Насреддина

На одном собрании зашла речь о падении нравов.

- Если так пойдёт и дальше, мир перевернётся вверх дном! - воскликнул один
из присутствующих.

Не успел он закончить, как Насреддин заметил:

- Как знать, а может быть, дно окажется лучше верха!
отношение к развитию - противостояние суете
"Неужели Бог забыл обо всем, что я для него сделал?"
Людовик XIV
Птица в клетке

Притча неизвестного происхождения

Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела сквозь прутья
клетки в окно, где виднелись деревья и луг. Она видела других птиц, которые
весело летали на свободе, и часто задумывалась о том, каково это -
чувствовать, как солнце пригревает спинку, ветер расправляет крылья, и,
взмывая и пикируя вниз, ловить на лету мошек.

Когда птичка думала об этом, её сердце начинало учащенно биться. Она
садилась повыше на перекладину и, глубоко дыша, почти ощущала трепет
возможного полета.

Иногда другая птица садилась на карниз у окна, немного отдыхала там и
рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову
набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке!
Немыслимо!

И в эти моменты птичка чувствовала себя совсем несчастной. Её маленькие
плечики понуро опускались, в горле вставал комок, а на сердце ложилась
печаль.

Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка сидела и
смотрела наружу сквозь открытую дверцу. Она видела птиц, порхающих там, на
свободе, видела, как солнце играет на их спинках, а ветер ворошит пёрышки, и
почувствовала волнение. Птичка заметила, что окно открыто, и её сердечко
забилось ещё быстрее.

Она пыталась решить, что же ей делать.

И она всё ещё думала, думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь
клетки.

Итак, птичка, какими бы ни были её мотивы, предпочла безопасность свободе.








Просмотров: 914 | Добавил: айталла_хамейни | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]